«Быстро реагируем на спрос»
Директор по экономике и финансам ЗАО «Меринос ковры и ковровые изделия» Кутай Каймакоглу заявил о планах компании удвоить производство ковров и полипропиленовых нитей на ростовской фабрике. По словам г-на Каймакоглу, его главное конкурентное преимущество — высокая скорость реакции на меняющийся спрос.
Компания «Меринос ковры и ковровые изделия», запустившая в 2009 году ковровую фабрику в Ростове, планирует удвоить ее мощности, доведя объемы производства ковров до 12 млн кв. м в год, а полипропиленовых нитей — до 1,5 тыс. т в месяц. Начало строительства — 2014 год. Реализация проекта позволит снизить издержки и окупить инвестиции турецкой компании «Меринос Халы Санайи Ве Тиджарет А. Ш.» в российское производство. Одним из препятствий к развитию производства в России г-н Каймакоглу считает ожидаемое вступление России в ВТО.
N: — Вы довольны своими продажами в России?
К.К.: — Да. Россия — это большой рынок, спрос здесь велик, причем он растет год от года: доходы людей постепенно увеличиваются. Если вы производите качественный продукт, то всегда найдете покупателя. Сегодня мы работаем со всеми крупнейшими оптовиками и практически со всеми гипермаркетами строительных материалов. Пока что 98% нашей продукции продается в России и только 2% идет на экспорт. В этом году мы рассчитываем увеличить объем экспорта до 10% от общего объема продаж. За прошедшее время мы, сделав определенные вложения, нарастили мощности нашего завода с 5 млн кв. м до 6 млн кв. м продукции в год, мощности загружены на 100%. Сегодня мы — крупнейший производитель ковров в России. Кроме нас есть три-четыре крупных, по российским меркам, производителя. При этом значительную часть рынка занимает импортная продукция. Сейчас мы планируем увеличение мощностей коврового завода в два раза, это необходимо для того, чтобы снизить издержки производства и окупить инвестиции в развитие производства на территории Ростовской области. Ориентировочно строительство займет год и начнется в 2014 году. К этому времени мы планируем рассчитаться по инвестиционному кредиту Сбербанка России и других международных банков, снизить долговую нагрузку и взять очередной кредит. Сейчас мы подсчитываем, какой объем инвестиций потребуется для реализации проекта.
N: — За счет каких конкурентных преимуществ вы рассчитываете увеличивать продажи?
К.К.: — Во-первых, мы производим высококачественную продукцию на самом современном оборудовании. Во-вторых, наш завод находится в России, у нас есть свои дизайнеры, свое производство ковровой нити, поэтому мы быстро реагируем на изменения спроса. Мы опережаем многих российских производителей: у большинства из них нет своего производства нити, они закупают ее на стороне, это снижает скорость их реакции на новые запросы покупателей. Наша фабрика по производству нити, запущенная в декабре 2011 года, — самая крупная в России. Это полностью автоматизированное предприятие с новейшим оборудованием. Его мощности — в среднем 750 т в месяц, это полностью обеспечивает потребности нашего коврового производства. Часть продукции мы планируем продавать на сторону. С открытием нашей фабрики по выпуску нитей соотношение импортной и отечественной продукции на рынке изменится, но доля импорта останется значительной. С увеличением мощностей коврового завода мы планируем удвоить и производство нити.
N: — Почему было принято решение выпускать собственную нить, а не завозить с турецких заводов компании «Меринос»?
К.К.: — Во-первых, собственное производство нити позволяет нам сэкономить на логистике. Кроме того, организация транспортировки такого значительного объема нити, который требуется нашему производству, — 400 тонн в месяц — сложна: вы зависите от погодных условий, от перевозчиков, таможенных служб, задержки случаются постоянно, это приводит к потерям на производстве. Теперь эти проблемы минимизированы.
N: — А закупать нить у местных производителей не пробовали?
К.К.: — В Ростовской области подобную продукцию выпускают в недостаточных количествах.
N: — Почему вам удобнее работать с российским банком?
К.К.: — Конечно, если вы берете кредит в валюте, выгоднее взять его у зарубежного банка. Но «Меринос ковры и ковровые изделия» продает товар в рублях, и нам выгоднее оформлять кредит в рублях: валютные риски сегодня высоки. Мы довольны банком — кредит был организован быстро, планируем продолжать сотрудничество.
N: — В какие сроки вы планируете окупить ростовский инвестпроект?
К.К.: — Если ориентироваться на общемировую ситуацию, в среднем инвестиции в производство окупаются за 5–8 лет. Мы хотели бы уложиться в этот срок.
N: — Кадровый вопрос для вас сейчас актуален?
К.К.: — В настоящее время он решен. На предприятии работает около 400 человек. Все наши сотрудники — жители города Ростова-на-Дону и ближайших районов. Мы обучаем их с помощью наших специалистов.
N: — С кем из отечественных поставщиков работаете?
К.К.: — Мы покупаем в России полипропилен, небольшие объемы полиэтилена для упаковки, гильзы для ниток. Испытываем сложности с поставщиками полипропилена: в России всего два производителя продукции, которая нам подходит, это усложняет работу — мы зависим от них, они диктуют нам условия сотрудничества. К сожалению, сейчас эта проблема актуальна для многих стран. А особенность России в том, что здесь работают только по предоплате — никаких рассрочек, аккредитивов. Это усложняет работу в текущих экономических условиях.
N: — Вы запускали фабрику в разгар финансового кризиса, в начале 2009 года, с того времени ситуация улучшилась?
К.К.: — Действительно, в 2009-м году наши партнеры чувствовали себя плохо, не все могли обеспечить регулярные платежи за поставленную продукцию. Сейчас ситуация несколько улучшилась, но кризис в еврозоне продолжает сказываться и на нас: кредитные средства менее доступны, их стоимость все еще довольно высока.
N: — Как отразится вступление России в ВТО на вашем производстве?
К.К.: — Когда пошлины и другие ограничения на импорт будут уменьшены и в Россию хлынет продукция со всего мира, это ударит по местным производителям, особенно небольшим. К сожалению, себестоимость производства в России выше, чем в других странах мира. Электроэнергия для большинства производителей в России стоит дороже, чем для их зарубежных конкурентов. Подобным образом обстоит дело и с налогами, которые в России достаточно высоки. Эффективность производства здесь не больше, чем в других странах, сырье не дешевле. Таким образом, получается, что, хотя качество отечественной продукции сравнимо с импортом, ее себестоимость выше, чем у основных производителей в других странах. Соответственно, местная продукция не сможет конкурировать по цене. Нашему заводу тоже будет нелегко. Мы надеемся, что власти защитят своих производителей — снизят налоги и стоимость энергоресурсов. Если государство не защитит, многие производители закроют предприятия, а иностранные инвесторы, которые сейчас решают вопрос, инвестировать в Россию или нет, откажутся от своих планов.