Автострахование в ожидании поправок к закону об ОСАГО
«Автогражданка» в ближайшее время подорожает, но увеличатся и размеры выплат. Активные участники рынка моторного страхования опасаются, что рассматриваемые Госдумой поправки к закону об ОСАГО усугубят кризисную ситуацию.
По указанию президента РФ до 1 июня нынешнего года в Госдуме должны быть рассмотрены все внесенные ранее поправки в закон об ОСАГО. Ожидается увеличение лимитов возмещения за причинение вреда имуществу третьих лиц и введение безальтернативного прямого возмещения убытков, по которому потерпевший сможет обращаться за выплатами только к своему страховщику (сейчас у потерпевших есть право выбора между своей страховой компанией и страховщиком виновника ДТП). Кроме того, планируются увеличение лимита возмещения при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД (по т. н. европротоколу), введение тарифного коридора и другие новации. Страховщики говорят, рынок ждут большие перемены. Главный вопрос — увеличение тарифов. По законопроекту, который обсуждается, увеличиваются лимиты выплат по европротоколу, по полисам страхования жизни, а также по возмещению ущерба имуществу, но тарифы остаются прежними. Ссылаясь на чрезмерную убыточность ОСАГО, Российский союз автостраховщиков (РСА) выступает за увеличение тарифов хотя бы на 40%. Средняя стоимость полиса ОСАГО за прошлый год составила 3169 рублей.
— Многие игроки, такие как «Ингосстрах», МСК, «Росгосстрах», сегодня уходят с рынка, — рассказал заместитель генерального директора по правовым вопросам СК «СОЮЗ» Сергей Смирнов. — Одни закрывают обособленные подразделения в регионах, другие работают по широко обсуждаемым сегодня дополнительным полисам. Страховые компании предлагают своему клиенту в обязательном порядке приобрести полис на дополнительную услугу, скажем, по страхованию жизни или ответственности, тем самым увеличивая тариф на эту дополнительную страховку, которая менее убыточна. Если законопроект в том виде, в котором он обсуждается, пройдет, у страховых компаний увеличится убыточность. Можно сказать больше: активных участников рынка ОСАГО ждет кризис.
По словам Сергея Смирнова, сегодня компании вынуждены навязывать дополнительные услуги, чтобы потом иметь возможность возмещать своим клиентам убытки в тех самых лимитах, которые будут установлены для ОСАГО в ближайшее время. Уход с рынка ОСАГО ведущих игроков спровоцировал еще одну проблему — отсутствие необходимого количества бланков полисов в небольших, в том числе региональных, компаниях, в которых отмечают дополнительный приток клиентов (сегодня действует система лимитирования бланков).
— Принятие изменений в закон об ОСАГО обострит и без того непростую ситуацию на ростовском рынке, — считает генеральный директор СК «ЭНИ» Павел Россолов. — Уже сейчас в некоторых сельских районах Ростовской области работают 1–2 страховые компании. У других полисы бывают эпизодически.
Тарифный коридор, который планируется ввести, подразумевает, что страховщики будут предлагать небольшую цену полиса для безубыточных клиентов, а для убыточных — увеличивать стоимость услуги.
— При нынешней ситуации, пока законодательно не поднимут тарифы, никакой коридор не поможет нормальному страховщику, — уверен вице-президент, директор Ростовского филиала ВСК Сергей Колыванов. — Тому, кто хочет просто «собрать кэш», пожалуй, да. Страхование основано на статистических данных, и чуда не произойдет, если кто-то начнет предлагать тариф еще ниже — такой страховщик неминуемо потерпит фиаско, причем достаточно скоро.
Потолок выплат по европротоколу (документирование ДТП его участниками без вызова сотрудников ГИБДД) будет увеличен вдвое, до 50 тыс. рублей (в Московской и Ленинградской областях — до 400 тыс. рублей). До сих пор главной причиной отказа водителей пользоваться европротоколом считалась низкая сумма покрываемого убытка. По данным РСА, с момента введения европротокола в 2009 году им воспользовалось лишь 9% водителей, попавших в ДТП. Чтобы помочь водителям избежать ошибок при оформлении европротокола, страховщики предлагают бесплатный выезд на место ДТП аварийных комиссаров (подробнее см. «Круглый стол» и «Мнение эксперта»).
По-прежнему нерешенным остается вопрос о принятии единой методики оценки ущерба, что не первый год обеспечивает повышенный спрос на услуги автоюристов, предлагающих помощь автомобилистам в судебном взыскании недополученных при возмещении ущерба средств. Правительство РФ поручило Министерству транспорта решить проблему с единой методикой к концу нынешнего года.