Австрийский банк открыл для Таганрога цифровой офис
Райффайзенбанк запускает дистанционное обслуживание малого бизнеса в 86 городах России. На Дону первый виртуальный офис начал обслуживать клиентов в Таганроге, где раньше действовало обычное отделение российской дочки австрийского банка. К концу года банк планирует запустить дистанционное обслуживание малого бизнеса в Ростове-на-Дону, и у предпринимателей будет выбор, оформить открытие счета через интернет или в отделении. Эксперт прогнозирует дальнейший рост рынка удаленных банковских услуг.
В Таганроге раньше функционировало отделение Райффайзенбанка, но в 2015 году его закрыли. На смену ему пришел виртуальный офис, который позволяет клиентам обслуживаться удаленно.
— У нас до сих пор обслуживаются таганрогские клиенты — на сегодня это более 1200 физических лиц и полусотни компаний малого бизнеса. Они закреплены за ростовскими отделениями. Но большинство операций проводят онлайн и взаимодействуют с банком удаленно. Теперь же начать обслуживаться в банке могут и таганрожцы, которые раньше не были нашими клиентами, и для этого им не надо ехать за 70 километров, — комментирует Наталья Рогачева, директор сети отделений Райффайзенбанка по Ростовской области.
Чтобы открыть счет предпринимателям, зарегистрировавшим бизнес в Таганроге, нужно оставить заявку на сайте банка. После чего клиенту привезет договор представитель банка, он же проведет необходимую по законодательству идентификацию. По прохождению процедуры регистрации новый клиент может обслуживаться в банке полностью дистанционно.
В Райффайзенбанке считают, что, когда пилотируемая сейчас система биометрической идентификации заработает в полном масштабе, необходимости в выездах сотрудников больше не будет.
— Клиенты будут единожды проходить очную идентификацию в любом из аккредитованных для сбора личных данных банков. Информация будет храниться в общей системе. Банк, в котором захочет обслуживаться клиент, сможет удаленно его идентифицировать, — поясняет Наталья Рогачева.
К концу года австрийский банк планирует запустить дистанционное обслуживание малого бизнеса в Ростове-на-Дону и у предпринимателей будет выбор, оформить открытие счета через интернет или в отделении.
В банке рассчитывают, что дистанционное обслуживание позволит увеличить региональную клиентскую базу в сегменте малого и микробизнеса до 100 тысяч активных клиентов и получить к концу 2020 года 5% рынка. Так, в Таганроге зарегистрировано около 25 тысяч юридических лиц, которых банк оценивает как потенциальных клиентов. Всего в Райффайзенбанке в Ростовской области, по его данным, обслуживается порядка 80 тысяч счетов юрлиц, ежегодно прирост по количеству открытых счетов составляет не менее 30%. Свою долю по числу обслуживаемых клиентов из категории малого и микробизнеса банк оценивает на уровне около 3%.
— Наши типичные клиенты сегмента микро— и малого бизнеса — это предприниматели среднего возраста, занятые в продажах продовольственных и потребительских товаров, сфере услуг, гостиничном и ресторанном бизнесе, производстве. Полностью дистанционное обслуживание предпочитают в первую очередь молодые представители торгового сегмента 30-35 лет, — комментирует Наталья Рогачева.
В банке отмечают, что 75% клиентов сегмента малого и микробизнеса взаимодействуют с банком онлайн (без посещения отделений), посещают отделения 1-2 раза в год, в остальное время взаимодействуют с банком удаленно. Мобильным банком пользуется почти половина клиентов, то есть они через смартфон проверяют остатки, проводят платежи. Примерно 99% платежей проходят онлайн.
Внесение наличных происходит через банкоматы. В Таганроге у Райффайзенбанка 3 банкомата с функцией внесения наличных и два банкомата партнеров.
Помимо таганрогского бизнеса банк также дистанционно обслуживает физических лиц.
По мнению аналитиков исследовательского агентства Markswebb, основной парадигмой развития для банковской отрасли в ближайшие несколько лет будет концепция цифрового офиса.
— Вопросы, которые традиционно решаются через отделения, постепенно перейдут в удаленные каналы. В первую очередь в интернет переместятся операции, несущие очевидную выгоду для банка, например открытие новых продуктов онлайн. Эта тенденция обусловлена тем, что, с одной стороны, банки конкурируют за дополнительный поток предпринимателей и работают над упрощением входа для новых клиентов; с другой — малому бизнесу важно тратить как можно меньше времени на задачи, не связанные с рабочим процессом, и совершать минимум усилий и лишних движений. В идеале у любого клиента, неважно, начинающего или давно работающего бизнеса, должна быть возможность полностью удаленно получать банковские продукты, услуги и управлять ими, например оформлять корпоративные карты, эквайринг и пакеты платежей. Полностью такой функционал пока реализован всего у нескольких банков, а у большинства появляется точечно по несколько продуктов, — отмечает Алексей Скобелев, генеральный директор Markswebb.