«Народ хочет добра. В любой, самой извращенной форме»
Одним из ярчайших феноменов уходящего года стал взлет блогера Николая Василенко, который, лучезарно улыбаясь и размышляя о «солнышке в душе», в одночасье набрал больше миллиона подписчиков и успел сняться в рекламе «Сбера».
Николай — еще и известный в Ростове предприниматель, о котором N много лет собирал информацию как о совладельце торгово-промышленной группы компаний «Регата».
Некоторые штрихи к портрету: Николай родом из Винницы, возможно, отсюда его мягкий западенский выговор. Учился в Ростовском ракетном училище. Коля был в РАУ палочкой-выручалочкой. Если училище участвовало в каком-нибудь спортивном соревновании, туда посылали курсанта Василенко вне зависимости от вида спорта. Он почти всегда побеждал. Его ждала военная карьера. Вот что он говорил позже в интервью «Городу N»: «Стезя моя была понятна. Я и сейчас считаю, что профессия защищать Родину — одна из самых благородных и достойных, потому что она позволяет оставаться мужчиной, не приспосабливаться к каким-то реальностям общественного строя. Потом в нашей стране начало все валиться, и армия осталась вроде бы никому не нужной». Николай уволился из вооруженных сил. Друзья пригласили его барменом в заведение «Регата» рядом с Ворошиловским мостом. Николай был хорошим барменом, а бармены в те бурные времена по совместительству должны были исполнять роль вышибал. Вскоре у него появился первый самостоятельный проект: торговля детскими сандалиями шла довольно успешно. Он заработал немного денег, и в ситуации, когда «Регата» перестала быть интересной ее владельцам (они увлеклись развитием компании «ААА»), Николай предложил внести свои деньги и начать развивать водочные киоски «Регаты». Его стараниями компания не только создала сеть из десятков ларьков, но и стала крупным дистрибьютором алкоголя, а вскоре его производителем. Хитом «Регаты» была марка водки «Белая березка», созданная заместителем Василенко Стефаном Кулягиновым. Когда эта марка доказала свою эффективность, Василенко убедил Кулягинова передать ему права на марку, выплатив ему премию в несколько тысяч долларов. И когда «Регату» по заказу федерального конкурента уничтожили чиновники, не продлив ей действие лицензии, Василенко продал права на марку «Белая березка», по разным данным, за $ 35-50 млн. В тот год налоговики поделились информацией о том, что некий ростовчанин заплатил 150 млн руб. подоходного налога. Это значило, что счастливчик-ростовчанин получил тогда около миллиарда рублей. Вот почему о нем говорят сегодня «не беден». N задал вопросы людям, хорошо знающим Василенко, о его взлете в неожиданном качестве.
Стефан Кулягинов — заместитель Василенко в «Регате»,
Алиса Гордеева — бренд-менеджер «Регаты»,
Дмитрий Рочев — дизайнер компании «Регата»,
Алексей Гвинтовкин — PR-специалист, сотрудничавший с «Регатой»,
Сергей Салькинов — товарищ Василенко, соучастник танцевального проекта с участием предпринимателей Ростова.
А также три его старых друга, которые предпочли остаться неназванными.
N: — Удивились, увидев Василенко в таком качестве?
Старый друг 1: — Не удивился, он всегда очень старался для публики. Сколько лет! Придумывал луки, позы, интерьеры, его кто-то снимал профессионально. Странно, что так поздно стрельнул. Он фактурный, необычный, почему нет?
Дмитрий Рочев: — Можно сказать, что не удивился, мне чуть раньше прислали ссылку, там была такая «трансляция позитивного вайба»... Тогда не подумал, что из этого вырастет то, что выросло.
Алиса Гордеева: — Нет, не удивилась. Скорее улыбнулась: награда нашла героя. Он заслуженно получил хайп. Василенко предельно органичен в своем образе, и ему максимально безразличны хейтеры (а это критически важные условия блогерства).
Сергей Салькинов: — Так получилось, что я Николая пригласил в танцевальный проект. И вы знаете, он согласился сразу. Представляете, при его росте у него была партнерша небольшая. Ну просто молодец: танец придумал и блистал. Конечно, не так, как сейчас. Но, возможно, и участие в нашем танцевальном проекте повлияло на его дальнейшую звездную жизнь.
N: — Почему он стал блогером-миллионником? Случайно или проект?
Старый друг 1: — Стрельнул случайно, но проект был. В том смысле, что хотелось очень публичности и миллионов подписчиков, но их все не было и не было, пока не произошел его величество случай! Другой известный блогер в поисках контента наткнулся на НВ и простебал его. Так миллионная аудитория познакомилась с необычным персонажем и пошла волна. Психоделика этого явления в том, что НВ — как Голливуд в Америке 1930-х, это фабрика грез. Люди хотят сбежать от травмирующей реальности и напарываются на амбассадора другой жизни, в которой все хорошо и все улыбаются. Эдакий неокашпировский. А другая часть публики ядовито стебет НВ и разоблачает.
Старый друг 2: — Народ хочет добра. В любой, самой извращенной форме.
Сергей Салькинов: — Я считаю, что это в каждом из нас кто-то живет и до поры до времени спит. Может быть, и наш звездный танцевальный проект повлиял. Потому что когда выходишь на сцену и тебе аплодируют больше двух тысяч человек, то ты примеряешь на себя роль звезды. Раз попробовал, почему бы не продолжить? И стал блогером. Просто молодец!
Дмитрий Рочев: — Все логично получилось. Николай сформировал, точнее сказать, оформил образ человека, с которым приятно иметь дело. Например, он может быть лицом проекта — социального, медиа, инвестиционного, не только лицом... драйвером, кошельком, мозгом, и, конечно же, само блогерство — это проект, с командой и бюджетом. Не уверен, что цель была именно такой, возможно, просто для развлечения, а дальше поймали волну и скорректировали.
Алексей Гвинтовкин: — Это тот случай, когда человек стал известным благодаря искренности коммуникации. Вся суть его личного бренда как раз заключается в позитивном настрое и кайфе от того, что он делает. И вот то, что он делал, он делал прежде всего для себя, получая удовольствие от процесса. В один прекрасный момент это завирусилось в соцсетях, как мы все видим, его улыбка стала не просто его улыбкой, а настоящим брендом, лавандовым рафом. Насколько я знаю, даже не только в рамках нашей страны, но уже и по миру завирусилось это видео.
Алиса Гордеева: — Не случайно и не проект, хотя как на это посмотреть. Давайте разбираться. Василенко начал вести блог давно. Был верен себе: «я и все, что я люблю» — стиль, красота, шикарная жизнь, шикарный я, книги, мама, мода, цветы, собака. Человек годами делал то, что было органично для него. Блог был таким и при 50 тысячах подписчиков, и при 200 тысячах, и при миллионе. Кстати путь от 180 тысяч до 1 млн Василенко проделал за 2 месяца. Почитайте комментарии под постами, люди пишут: «Спасибо, дорогой Николай, вы не позволили мне сойти с ума» или «Когда вокруг катастрофа, то единственное, что тебя спасет, — это рилс от Николая Анатольевича». Вот она причина успеха.
N: — Насколько образ на экране соответствует реальному?
Дмитрий Рочев: — Вполне соответствует. Думаю, Николаю комфортно в этом — благожелательном, расслабленном, успешном.
Старый друг 1: — Образ не соответствует реальности, конечно.
Старый друг 3: — Меня все спрашивают: он на самом деле такой блаженный. Я отвечаю, что своих подчиненных, если надо, вполне мог замучить.
Стефан Кулягинов: — Он Близнец по гороскопу и на 100% Близнец по поступкам. Поэтому в блоге — его половина! Славу и деньги он любит совершенно одинаково.
Алиса Гордеева: — Это, безусловно, он. Вернее, небольшая часть его. Я вижу self made человека. Во всем, в каждой мелочи. Он реально любит себя и правда любит наряжаться, и мама — важнейшая фигура в его вселенной, и путешествия, и белые рубашки, и все остальное. Он ни в чем не обманывает своих подписчиков.
Сергей Салькинов: — Николай живет этим. Ребята, это классно, что человек нашел себя! Тот образ, в который он зашел, он сразу всех покорил. А в душе он остался тем же, каким был в прежние времена. Вот такой момент интересный. Мы с ним на прошлой неделе договорились встретиться. Мне мои друзья, которые у него в подписчиках, прислали ролик, как он собирался в тот день на встречу со мной. Это было очень круто! Мне приятно, что люди следят и за мной, и за ним. Ну, как за мной? За ним, конечно. Очень красивая подача была, поэтому пятерка и респект.
N: — Насколько активно он будет монетизировать свою известность? Сколько уже заработал и может еще заработать? Кто его потенциальные заказчики?
Старый друг 1: — Заработал уже точно сколько-нибудь миллионов, думаю, что порядка 10. Первым заказчиком был «Сбер», по слухам, заплатил 5 млн.
Дмитрий Рочев: — Мое мнение — это самый успешный бренд Николая. Не для всех, но для многих. Очень ко времени пришелся. Аполитичный, позитивный, отстраненный, абстрактно добрый. Гадать, кто заказчики, не стану — образ сложнее, чем кажется, кто знает, что в этом увидят.
Алексей Гвинтовкин: — Мне для Николая Анатольевича ничего не жалко! (Смеется.) Во-первых, Василенко не бедный человек, скажем так. Понятно, что, например, в среднем по рынку, если это был бы какой-нибудь стандартный блогер, то 2-3 миллиона, может быть, до 5, это была бы идеальная история. Попасть в рекламу «Сбера» перспективно: потянутся другие контракты паровозом. Тут даже можно условно выставить минимальную цену, понимая, что ты заработаешь дальше уже на менее крупных игроках, которые к тебе в очереди будут стоять. Учитывая статус Василенко, сумму предсказать очень сложно, потому что сумма будет ровно та, которая будет комфортнее для него. Я думаю, что тут может быть и 5, и 10 миллионов вполне, потому что человек не бедный и продавать себя всегда нужно дорого.
Алиса Гордеева: — Настолько, насколько захочет. Василенко талантливый предприниматель и он многократно хватал удачу за хвост. Не упустит и в этот раз, если будет заинтересован. Сколько уже заработал и может еще заработать? Предполагаю, что он заработал несколько миллионов рублей. Но вопрос не только и не столько в деньгах (он не беден), сколько в признании и внимании, в возможности общаться с интересными собеседниками. Это Николай всегда ценил высоко. Потенциальные заказчики? Да кто угодно! Банки, модные дома, строители, корма для животных, санатории для мам. Вопрос в том, кого он согласится рекламировать. Он знает себе цену и строго следит за стилем. Уверена, что вкус ему не изменит.
А вообще, про Василенко будут кандидатские писать, потому что его взлет — это интересный социальный феномен.