В фокусе — управленцы
Большинство новых предложений в сфере тренинговых услуг связано с обучением руководителей.
Наладить управление процессами, выстроить стратегию, мотивировать к взаимодействию — такие задачи призваны решить новые программы, представленные тренинговыми компаниями в наступившем деловом сезоне. Эксперты отмечают, что топ-менеджеры все чаще нацелены на долгосрочное обучение и стремятся решать стратегические и тактические, а не сиюминутные задачи. Линейным руководителям предлагают новые темы — от управления закупками до продаж в высоком ценовом сегменте. Бизнес-тренеры единогласно утверждают: в обучении управленцев все реже интересует оперативный менеджмент. На смену ему пришли вопросы стратегического свойства, связанные с развитием компании.
— Клиенты — руководители компаний уже не думают о том, как выжить; они ставят целью опережение конкурентов на несколько шагов, — делится наблюдениями директор компании Human Factors Елена Агнаева.
С г-жой Агнаевой согласен директор тренингового центра «Аякс» Александр Костин. 1,5 года назад в компании разработали двухдневную программу «Процессный подход в управлении» для улучшения системы управления организацией, в том числе за счет изменения системы отчетности, ускорения принятия ключевых решений и создания прозрачной управленческой системы. По словам г-на Костина, до последнего времени тренинг был не слишком востребован, но в середине лета спрос активизировался: в центре выполнили 5 заказов на обучение по программе. Стоимость участия — 9 тыс. руб.
— Этот продукт помогает выявить «узкие места» в процессе управления, взять их под контроль и уложить бизнес-процессы в четкую и понятную схему, — объясняет г-н Костин. — Думаю, интерес к нему стал проявляться только сейчас, поскольку многие были сосредоточены на решении сиюминутных задач и лишь теперь поняли важность процессов и работы над повышением эффективности.
К новому деловому сезону консультант-партнер консалтинговой группы «Ключевой фактор» Гарник Кочарян подготовил тренинг «Менеджер на вырост: как управлять еще эффективнее». Продукт главным образом ориентирован на менеджеров среднего звена. В течение двух дней потенциальных топов обучают инструментам и приемам менеджмента, мотивации подчиненных и основам лидерства.
— Многое, особенно в крупных компаниях, зависит от среднего менеджмента — это связующее звено между топами и линейными руководителями, — отмечает г-н Кочарян. — Он обеспечивает нормальное течение бизнес-процессов, принимает решения в нестандартных ситуациях и отвечает за взаимодействие подразделений. В программе я постарался учесть все эти особенности.
В конце сентября прошел первый тренинг, г-н Кочарян уточнил, что рассчитывает повторить занятие до конца года. Но в следующий раз оно, вероятно, превратится в цикл семинаров-тренингов, посвященных отдельным аспектам: мотивации к взаимодействию, авторитету руководителя центрального звена и построению центров взаимодействия. Стоимость посещения первоначального варианта тренинга составляла 12,8 тыс. руб.
— Обучение управленцев — сегодня второй по популярности запрос после тренингов для продающего персонала, — отмечает Сергей Озоль, управляющий партнер компании «Интеллект Сервис». — Причем если тема продаж никогда не теряла популярность, программы для менеджеров стали более востребованы именно в последние месяцы.
По словам г-на Озоля, в компании делают ставку на бизнес-курсы. Например, в конце октября стартует проект «Технологии управления», состоящий из 4 блоков: управление временем и самоорганизация, лидерство, техника публичного выступления и мотивация. Каждое из однодневных занятий можно посетить в определенном месяце. Проект продлится до 19 февраля. Стоимость посещения курса — 15,8 тыс. руб., отдельного блока — 4,95 тыс. руб.
Вопросы мотивации сочли актуальными и в компании «БизнесМАГ»: здесь подготовили занятие для руководителей «Деньги не мотивируют, или Секреты нематериальной мотивации персонала». Оно состоит из 4 модулей, посвященных ошибкам мотивации, ее видам и способам, а также разработке схемы нематериального стимулирования персонала для конкретной компании. Ближайшее занятие пройдет 1 ноября, стоимость участия — 5,9 тыс. руб.
Опрошенные N эксперты утверждают, что среди клиентов появляется все больше тех, кто предпочитает комплексные занятия, в том числе для руководящего состава. В прошлом сезоне в Центре Развития Бизнеса [А]5 для руководителей создали «Школу управленца». Этой осенью программу занятий расширили с 64 до 90 часов, добавив к управленческим и маркетинговым блокам, занятиям по тайм-менеджменту, личностному развитию и лидерству курсы по основам юридической грамотности и управлению персоналом, а также блок «Финансы». Продолжительность обучения — 4 месяца, стоимость — 25 тыс. руб.
К новому сезону в Human Factors подготовили несколько новых тематических тренингов, каждый из которых представлен в двух вариантах: для руководителей подразделений и их подчиненных. Одно из предложений связано с управлением закупками.
— Руководители стали лучше осознавать роль отдела закупок в достижении результатов компании, — объясняет г-жа Агнаева. — Если рассуждать с позиции прибыли, снижение закупочных расходов на 4% — это такой же вклад в прибыль, как и увеличение продаж на 20%. В программу входит ряд модулей — от «Формирования заказа поставщику» до «Логистики в закупках»; по желанию клиента набор блоков может меняться.
Стоимость обучения на тренинге «Управление закупками» — от 7 до 12 тыс. руб.
В Human Factors также отмечают рост спроса на обучение технологиям продаж сложного дорогостоящего оборудования и эксклюзивных услуг. В тренинге «Переговоры в продажах» учли особенности продаж в компаниях, работающих в высоком ценовом сегменте, — необходимость вести переговоры с первыми лицами предприятий, менять стратегию по ходу обсуждения, убеждать оппонента и договариваться о наиболее выгодных условиях сотрудничества, а также противостоять манипуляциям.