С теплым сувениром
В преддверии Нового года набирают популярность войлочные и вязаные изделия, а также съедобные подарки.
В этом году некоторым компаниям, производящим сувенирную продукцию, удалось увеличить объем заказов на 12–16%. По словам одного из экспертов, объем этого рынка пока небольшой, что связано с низким уровнем развития бизнеса. По словам менеджера по маркетингу и рекламе компании Zebra Карины Шпановой, в этом году объем заказов сувенирной продукции увеличился на 12%, что в основном связано с появлением новых клиентов и предложений.
— Лучше продаются сувениры премиум-класса, — отметила г-жа Шпанова. — Безусловно, на первом месте стоят продукция делового планирования и различные современные гаджеты хорошего качества, сувенирная посуда. В плане дизайна клиентам очень понравилась новая возможность тиснения ежедневников «в край» или по всей обложке.
Директор компании «Бал цветов» Ольга Шпортова рассказала, что второй год подряд компания проводит для своих клиентов конференции, что позволяет начать подготовку к предновогоднему сезону в июле-августе.
— По сравнению с прошлым годом я вижу рост и количества, и качества заказов не меньше чем на 16%, — отметила г-жа Шпортова. — Самый популярный сувенир — шариковая ручка с логотипом. За ней идут блокноты и магниты на холодильник. Функциональность и креативность — вот новые требования рынка.
В компаниях «Синяя Птица Гифтс» и «Территория Цвета» не заметили увеличения объема заказов на сувенирную продукцию.
— На мой взгляд, это связано с общей экономической ситуацией, и в частности с низким уровнем развития малого и среднего предпринимательства в Ростове и области, — считает гендиректор ООО «Синяя Птица Гифтс» Наталья Ершова. — Не наблюдается прироста заказов от новых компаний или компаний малого и среднего бизнеса. Основные заказчики сувенирной продукции — это достаточно крупные предприятия. Небольшие компании могут себе позволить максимум 100 визиток и 100 ручек.
Исполнительный директор РПК «Территория Цвета» Надежда Порядочная отметила, что растет количество заказов на довольно нестандартный и непривычный для города корпоративный подарок — печать картин на холсте.
— Как правило, мы получаем заказы на печать изображений на холсте от частных лиц, желающих украсить интерьер дома, но в этом году к нам поступило и несколько корпоративных заказов, — добавила собеседница N.
По мнению экспертов, среди трендов этого года выделяются сувениры из войлока, вязаные изделия, съедобные подарки с логотипом и спортивная сувенирная продукция.
Цены на «сувенирку» практически не изменились. В компаниях Zebra и «Синяя Птица Гифтс» отметили повышение стоимости на 3% и 10–15% соответственно.
Участники рынка подчеркнули, что конкуренция довольно высокая, поэтому новым компаниям будет довольно непросто закрепиться на рынке.
— Мне сложно оценить, растет ли рынок полиграфической продукции в денежном выражении, но новые игроки выходят на рынок, — говорит г-жа Порядочная. — К сожалению, большинство из них являются посредниками. Компаний, у которых есть собственные производственные мощности, гораздо меньше, нежели просто рекламных агентств, перепродающих подобный вид услуг.
С этим согласилась г-жа Ершова, отметив, что для дальнейшего развития нужны благоприятная экономическая среда и развитие предпринимательства во всех сферах, а самое главное — малого и среднего бизнеса.