Крупнейшим донским дорожным подрядчиком по итогам 2020 года стал «Дорстрой»
В прошлом году топ-10 крупнейших донских подрядчиков дорожных и мостостроительных работ сократили совокупный портфель заказов на 30%. Одна из причин — смена прописки прежним лидером рынка «Донаэродорстроем». Новым лидером неожиданно стало аксайское ООО «Дорстрой», резко нарастившее объем подрядов за счет работ по уборке и содержанию объектов улично-дорожной сети Ростова. Своими доходами строители также обязаны минтрансу области, а также заказчикам ремонта дорог в Волгоградской области и др. регионах.
N составил рейтинг крупнейших донских подрядчиков дорожных и мостостроительных работ по объему выигранных в 2020 году контрактов на основе выборки «СПАРК-Интерфакса» (см. таблицу).
На первое место стремительно взлетело аксайское ООО «Дорстрой», год назад бывшее лишь на 5-й позиции. Если ранее компания выполняла только подряды на ремонт и строительство дорог, то в прошлом году ей удалось заключить 13 контрактов, из них — 8 по уборке и содержанию объектов улично-дорожной сети от районных управлений по благоустройству Ростова. Каждый стоимостью от 650 млн до почти 1 млрд рублей. В результате это стало существенной прибавкой к портфелю работ, позволившей стать лидером регионального рынка. Остальные контракты — на ремонт и реконструкцию дорог. Крупнейший из них — на 2,2 млрд рублей — это подряд на строительство и реконструкцию дороги М-23 Ростов — Таганрог от ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград».
На второй строчке рейтинга, как и годом ранее, находится ГК «Ростовское ДСУ». В эту группу N включил все компании, среди собственников которых есть Лариса Куц, Наталья Сковородкина, Леонид Джанлатян: Ростовское ДСУ, «Ростовавтодорстрой», Таганрогское ДСУ, Тацинское ДСУ, УСИС, «Магистраль-Юг», «Автобан», Миллеровское ДСУ.
Только Ростовское ДСУ в прошлом году получило контрактов на 2,5 млрд рублей, крупнейший из них — на 1,22 млрд — от минтранса Ростовской области (РО) на содержание 2258,993 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Таганрогское ДСУ подписало 23 контракта на 1 млрд рублей. 22 из них от минтранса РО. Тацинское ДСУ получило 31 контракт на 3,4 млрд рублей, большинство из них также от минтранса РО. Еще почти 1,2 млрд рублей — контракты с ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград».
Волгоградская область не чужая для этой группы компаний. Как писал ранее N, Ларисе Куц принадлежит ООО «Волгоградавтодорстрой».
Группа продолжает пополняться новыми участниками. Например, ООО «Т-ТРАНС», появившееся в декабре 2020 года, в этом году уже успело выиграть 5 контрактов на сумму более 3,5 млрд рублей. Это треть от суммы всех контрактов группы за прошлый год, соответственно, можно предположить, что группа останется в лидерах и в 2021 году.
На 3-й и 6-й строчках рейтинга — компании, принадлежащие региональным властям.
АО «СМУ-Дондорстрой» стабильно держится на 4-м месте за счет успешной работы с крупными заказчиками ФКУ «Упрдор Москва — Нижний Новгород» и ГОКУ «Новгородавтодор». Они дали компании 5 крупных контрактов на ремонт и строительство дорог в Нижегородской, Новгородской и Владимирской областях. Годом ранее контракты также выполнялись в других регионах, но в меньшем количестве.
АО «Ростовавтомост» попало в топ-10 за счет контракта на строительство транспортной развязки в Адыгее на сумму 2,8 млрд рублей от ГБУ РА «УАД Адыгеяавтодор». Второй, средний подряд был от винтранса РО. В 2019 году у компании было 4 контракта на реконструкцию и строительство мостовых переходов в Ростовской области и Краснодарском крае.
В 2019-м и предыдущих годах бессменным лидером рынка была группа строительных компаний «Дон». Однако ведущий подрядчик группы АО «Донаэродорстрой» сменил адрес регистрации на Москву, поэтому теперь не учитывается в рейтинге, хотя и продолжает строить на родине знаковые объекты. В частности, компания вновь стала подрядчиком строительства Северного обхода, который должен быть закончен до 31 декабря 2022 года. В Ростове у группы остались три юрлица: ООО «ПО “Дондорстрой”», ООО «НВА-АЛЬЯНС» и АО «ГСК Дон». Впрочем, в тендерах на дорожные подряды участвует только первая компания. В прошлом году она получила один, но весомый подряд от волгоградского Облкомдортранса на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Волгоградской области. Это позволило компании занять 7-ю строчку рейтинга.
Фантастические темпы роста портфеля контрактов продемонстрировало ООО «ПМСУ 61», которое в прошлом году заработало 7 подрядов на ремонт мостов и содержание искусственных сооружений. Успехом компания обязана заказчику по 5 контрактам — ФКУ «Упрдор Москва — Харьков». В 2019 году у компании был лишь один небольшой подряд от этого заказчика.
В 2020 году совокупный объем контрактов первой десятки составил 32,2 млрд рублей, что на 30% меньше, чем в 2019-м, когда лидеры рынка заполучили 45,9 млрд рублей. Одна из причин такого сокращения — вышеупомянутый уход «Донаэродорстроя».
В текущем году нет предпосылок для увеличения объема рынка со стороны областных властей. На ремонт и реконструкцию дорог правительством Ростовской области предусмотрено 7,488 млрд рублей, из них средства федерального бюджета — 2,091 млрд рублей. За эти средства запланировано привести в нормативное состояние 148 объектов общей протяженностью более 360 км.
В этом году суммы незначительно меньше, чем в 2020 году, когда были отремонтированы 200 участков дорог регионального и местного значения за 7,539 млрд рублей (из них средства федерального бюджета — 2,472 млрд рублей).
Однако в этом году есть дополнительный источник финансирования. Распоряжением правительства РФ «Росавтодору» направят бюджетные ассигнования для предоставления бюджетам субъектов РФ трансферов на обеспечение дорожной деятельности. В 2021 году — 70,5 млрд рублей, в 2022 году — 29,5 млрд рублей. Для Ростовской области из этих сумм предусмотрено выделение средств на строительство мостового перехода через Сухо-Соленовскую балку в Волгодонске, что позволит завершить проект в 2023 году, а не в 2024-м.