Цены на офисную технику растут, продажи — падают
Эксперты отмечают, что в большинстве сегментов рынка компьютерной и оргтехники продажи в течение нынешнего года снизились. В то же время цены на офисное оборудование заметно выросли. Рост средних цен участники рынка связывают как с колебаниями курса рубля, так и с повышением требований покупателей к функционалу устройств.
По данным компании «Юлмарт» (управляет одноименным интернет-магазином, имеющим пункты выдачи покупок в том числе и в Ростове), в нынешнем году на корпоративный сектор южнороссийского рынка офисной техники пришлось 56% продаж компьютеров и 46% продаж оргтехники. Меньшим спросом со стороны организаций пользуются ноутбуки — в этом сегменте на долю корпоративного сектора приходится только 23% продаж — и периферийные устройства (18%).
— Активнее всего росли продажи серверных компонентов, 77% которых приобретают организации и предприниматели, — добавляет эксперт «Юлмарта» по маркетинговым исследованиям Лариса Пичугина. — В этой товарной группе продажи выросли на 40%. Продажи оборудования для сетей связи и офисных АТС выросли на 25%, оргтехники (принтеров, сканеров, МФУ и копиров) — на 20%.
В то же время ряд факторов сказывается на динамике рынка негативно, добавляет госпожа Пичугина. К ним она относит рост курсов доллара и евро, а также вступление в силу 1 января нынешнего года Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ.
— Госсектор закупает компьютеры, ноутбуки и оргтехнику в больших объемах, — говорит эксперт. — Соответственно, пока схема поставок по новому закону не будет отлажена, крупные закупки компьютерной техники государственными и муниципальными учреждениями будут отложены, что, несомненно, отразится на всем рынке информационных технологий. По данным Ларисы Пичугиной, в первой половине нынешнего года продажи настольных ПК упали на 19% в количественном выражении и на 2% — в денежном по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Причиной снижения спроса на них со стороны покупателей является то, что пользователи все чаще отдают предпочтение мобильным устройствам. Рынок лазерных принтеров сократился на 36%, средняя цена этого типа устройств показала снижение на 2%, струйных принтеров тоже было продано меньше, чем за первые шесть месяцев 2013-го, однако в денежном выражении данный сегмент вырос на 1% за счет повышения средней цены устройства на 15%.
Подорожали и многофункциональные устройства (МФУ, объединяют в себе принтер, сканер и копир), отмечает Лариса Пичугина. Средняя стоимость лазерного МФУ выросла за первые шесть месяцев текущего года на 7%, причем подорожали в основном устройства HP и Canon, на долю которых приходится 55% рынка, в то время как цены на Samsung и Brother, напротив, снизились. Рыночная доля струйных МФУ пока сравнительно невелика, добавляет эксперт, однако падение продаж в данном сегменте ниже, а рост цен — выше, чем у лазерных устройств, и составляет в среднем 15%.
Повышение популярности технологии струйной печати представитель «Юлмарта» объясняет тем, что обслуживание лазерных принтеров и МФУ обходится пользователю вдвое дороже, а качество печати у «струйников» выше.
В ближайшее время падение курса российской валюты приведет к подорожанию электроники, но пока ее поставки осуществляются в рамках ранее заключенных рублевых контрактов, говорит директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Повышение средней цены устройств практически во всех сегментах рынка офисной техники эксперты объясняют тем, что покупатели предъявляют больше требований к характеристикам устройств и, соответственно, выбирают более дорогие модели.