Андрей Тихомиров: «Мы сделали ставку на мобильный интернет»
Вот уже два года российская экономика живет в состоянии нестабильности и ожидания больших изменений. Кто-то уходит с рынка, кто-то ждет поддержки от государства, а у кого-то получается сохранять завоеванные позиции и выходить на новые рынки. О том, чем живет крупный бизнес, какие цели ставят перед собой успешные топ-менеджеры и как трансформировать трудности в возможности, мы поговорили с директором по работе с бизнес-рынком МТС на Юге Андреем Тихомировым.
— Андрей, не секрет, что многие компании сокращают или вовсе замораживают инвестиции в регионах. И общество относится к этому с пониманием. МТС буквально в конце ноября объявила о том, что вложила в Ростовскую область 3,4 миллиарда руб., превысив тем самым собственные обязательства почти на полмиллиарда. Насколько это оправданно?
— Я считаю, что это более чем оправданно. МТС полностью коммерческая компания, которая не имеет никаких субсидий или другой поддержки от государства, и мы не делаем инвестиций, если не уверены, что сможем полностью их окупить. Да, мы зависим от экономической ситуации, как любая компания, которая работает на рынке. Но еще больше мы зависим от спроса на наши услуги со стороны абонентов. Уже давно очевидно, что драйвером роста для телекома является мобильный интернет — спрос на него продолжает расти в геометрической прогрессии. А предоставлять качественную услугу передачи данных невозможно без инвестиций в сеть, без строительства новых базовых станций LTE, без модернизации оборудования. Мы просто вынуждены постоянно повышать планку — это объективная реальность современного телекоммуникационного рынка.
— А некоторые ваши конкуренты утверждают, что количество базовых станций не показатель и одной грамотно поставленной башни достаточно, чтобы обеспечить покрытие, создаваемое при использовании несколько менее продуманных станций.
— А тут уже возникает вопрос, кто ставил те несколько базовых станций, которые обеспечивают участок, который могла бы покрывать одна работающая станция? У нас таких «специалистов» нет. Мы очень хорошо подбираем себе технический персонал, и наши инженеры знают все об особенностях современных сетей связи. Наши объекты расположены с максимальной эффективностью, а новые базовые станции призваны увеличивать существующее покрытие, повышать емкость сети, чтобы обеспечить растущие запросы наших абонентов. Мы, кстати, посчитали: в нашей сети смартфонами пользуются уже больше 65 процентов абонентов на Дону. Знаете, сколько из них используют мобильный интернет? Практически все! Только за последний год объемы потребляемого интернет-трафика — и только в нашей сети — выросли в два раза. Все это создает колоссальную нагрузку на сеть. Кстати, наше большое достижение этого года заключается в том, что уже 40 процентов трафика передачи данных идет через сети LTE. А это означает принципиально новый уровень комфорта наших абонентов, который они ежедневно ощущают в сети МТС. И этот уровень комфорта мы обязаны поддерживать постоянно.
— А почему вы уверены, что этот интерес не пойдет на спад? Люди пытаются сокращать все свои текущие расходы.
— Люди не откажутся от связи вообще и от мобильного интернета в частности. Хотя бы потому, что это средство самого простого и доступного развлечения для населения. Кино, музыка, соцсети, новости — все это большинство уже давно получает через интернет. К тому же расходы на наши услуги абонентам мы сокращаем сами. Мобильная связь — практически единственная вещь, цена на которую неуклонно снижалась все последние годы. И все это на фоне роста качества предоставляемых услуг. Попробуйте привести пример каких-нибудь других услуг или товаров, которые демонстрировали те же тенденции?
— Нефть! Нефть дешевеет.
— Проблема в том, что россияне не покупают нефть. Россияне покупают бензин. А он тоже дорожает. Продукты, ЖКХ, бытовые товары, отдых — дорожает все, а цены на голосовую связь и мобильный интернет сокращаются. В свое время МТС первой отменила плату за внутрисетевые вызовы — тогда еще на тарифе «Супер МТС». За последние два года это стало общей тенденцией на рынке, и теперь почти все операторы используют этот ход. У нас же на всех тарифах для массового рынка предусмотрен безлимит на внутрисетевые звонки. C запуском тарифной линейки Smart мы сделали бесплатными входящие при поездках по всей стране и дали возможность пользоваться мобильным интернетом, как дома. Теперь ждем соответствующей реакции от других операторов.
— Вы очень уверены в своей позиции. А если реакция будет? Не ждут ли нас демпинговые войны операторов?
— Нет, все операторы умеют считать деньги. Затраты на строительство сетей и текущие операционные расходы никто еще не отменял. Никто не может позволить себе уйти в минус. Можно только компенсировать растущие расходы увеличением абонентской базы и наращиванием потребления услуг абонентами. Поэтому мы делаем все, чтобы МТС был более привлекательным для абонентов, чем другие операторы. Для этих целей мы обеспечили покрытие LTE в 104 населенных пунктах Ростовской области. Для этого же мы снизили цены на смартфоны в нашей розничной сети практически до себестоимости на целый ряд топовых моделей и расширили линейку бюджетных моделей «умных» телефонов. Ведь, несмотря на снижение реальных доходов населения, пользователи связи в сети МТС не сократили ни количество потребляемых услуг, ни расходы на покупку новых гаджетов. Мы считаем, что это прямое следствие выбранной нами стратегии.
— А на высокодоходный корпоративный рынок эти тенденции распространяются?
— Безусловно. Корпоративных клиентов привлекают те же факторы, что любых других, — качество сети и низкие цены. Качество покрытия сети МТС позволяет нам говорить о нем как о конкурентном преимуществе компании. За последние несколько лет мы совершили настоящий прорыв в этой сфере. Что касается цен, то в этом году мы существенно снизили порог, позволяющий абонентам стать бизнес-клиентами МТС. Если и раньше корпоративным клиентом МТС можно было стать, оформив всего один номер, то в этом году мы запустили самое доступное по цене предложение на бизнес-рынке. В тарифной линейке «Умный бизнес» появилось предложение Start, а это всего 190 рублей в месяц на связь для клиента. Причем получает он уже традиционный безлимит на внутрисеть, а также приличные пакеты вызовов на другие сети, интернет и SMS. Мы вообще исходим из того, что наши предложения должны быть лучше, чем у конкурентов. И реализуем это на практике.
— Чего ждете от следующего года?
— Успехов. Мы много сделали за последние годы и сейчас во многом пожинаем плоды этих усилий. Наша стратегия работает. Если она перестанет работать — мы ее поменяем. Как показывает вся история сотовой связи в нашей стране, все изменения на телеком-рынке приносили выгоду конечным потребителям. Полагаю, что эта тенденция не изменится. Должно быть что-то постоянное в быстроменяющемся мире. Сейчас это мы.
Реклама