На рынке стройматериалов появляются новинки по доступным ценам
В 2015 году на рынке строительных материалов малый бизнес рос благодаря муниципальным заказам и импортозамещению. В 2016 году уровень сбыта в этих сегментах, по всей видимости, сохранится. Об этом рассказали участники прошедшей в Ростове строительной выставки «СТИМЭКСПО».
По словам Виктора Казачкова, коммерческого директора ООО «ФреймКад» (ростовский производитель быстровозводимых зданий заводской готовности), в 2015 году их продажи в физическом выражении (в тоннах) выросли на 30–40% по отношению к 2014 году. Это стало возможно благодаря тому, что в 2015 году компания освоила производство быстросборных зданий и наладила их сбыт подрядчикам, выигравшим тендеры на возведение модульных детских садов. В 2015 году за счет средств регионального и федерального бюджетов в области различными компаниями было построено 56 таких сооружений. Второе направление деятельности компании, обеспечившее стабильный сбыт, — индивидуальное жилищное строительство, традиционно определяющее уровень роста в сегменте. Так, по данным Ростовстата, в 2015 году объем жилья, введенного в эксплуатацию в Ростовской области, вырос на 3,6%, при том что объемы индивидуального жилищного строительства увеличились на 14,2%. Как отмечают опрошенные N специалисты, рентабельность малоэтажного строительства и связанных с ним сегментов всегда была довольно высокой — в 2014 году она доходила до 50%, сейчас — 20–30%.
— Наши технологии позволяют строить дешевле и быстрее, — говорит Виктор Казачков. — Особенно востребована наша продукция при возведении пристроек, надстроек, мансард, гаражей, ангаров, складов и пр. Почти исключено негативное влияние человеческого фактора: детали можно соединить только правильно — или сборка вообще не получится. Цена 1 кв. м каркаса таких быстровозводимых зданий — от 2,8 тыс. рублей.
В 2016 году компания планирует активно продвигать свою продукцию в сегменте строительства модульных школ и детских садов — одна из таких школ уже сейчас строится в
п. Персиановском. Кроме того, предприятие осваивает новый для себя сегмент рынка — запускает производство стеновых панелей для многоэтажного строительства. Основным преимуществом также будет скорость возведения зданий. Как утверждает г-н Казачков, при готовом фундаменте 9-этажный дом может быть сдан за 9 месяцев.
По мнению участников рынка, в 2016 году в Ростовской области будут запускаться новые производства, связанные с импортозамещением.
Менее полугода назад компания «Дом плюс» открыла в Шахтах предприятие по выпуску жидких обоев. Директор компании Игорь Чесалкин сообщил, что принял решение о развитии собственного производства, когда дилерский бизнес (реализация аналогичной китайской продукции) стал малорентабельным. Оборудование разрабатывалось в Ростове, производилось в Челябинске и Подмосковье.
По данным собеседника N, его производство единственное в Ростовской области, а в стране таких предприятий не более шести.
В качестве главного конкурентного преимущества предприниматель называет доступную цену готовой продукции:
— Отделка квадратного метра нашим материалом стоит меньше 80 руб., китайским — около 900 руб. Сейчас китайцы превосходят нас по качеству и ассортименту. Но мы намерены исправить ситуацию в 2016 году.
В строительном сезоне — 2016 на рынок поступают и другие новые материалы и технологии по относительно невысоким ценам.
Алексей Мещеряков, главный технолог компании «ФОРС» (г. Саранск), сообщил, что на выставку их пригласили ростовские дилеры строительных материалов, заинтересовавшиеся новыми гидроизоляционными покрытиями:
— Производство стартовало 8 месяцев назад. Мы выпускали 100 кг продукции в месяц и рассылали образцы потенциальным клиентам. Сейчас в месяц реализуем около 15 тонн и намерены расширять сбыт.
По словам г-на Мещерякова, эти покрытия защищают от сырости, коррозии, наледи любые поверхности — деревянные, металлические, каменные и пр. Потенциальных потребителей должны привлечь качество и доступная цена. Килограмм продукции на основе полиуретанов стоит 550 руб. Этого достаточно для обработки 5 кв. м поверхности, т. е. покрытие 1 кв. м обходится в 100–110 руб.
— Около 50% в составе нашей продукции — синтетические смолы, выпускаемые в Турции и Саудовской Аравии, — говорит Алексей Мещеряков. — Но их себестоимость настолько низка, что позволяет сохранять конкурентоспособность, несмотря на снижение курса рубля.
Большинство опрошенных N участников рынка заявили, что в 2015 году одной из основных задач было сохранение рентабельности. При этом они изыскивали возможности удержать рост розничных цен в пределах 10–15%. Компании оптимизировали затраты, сокращали штаты, пересматривали норму прибыли. В ряде случаев себестоимость снижалась за счет новых технологических решений.
Представитель крупного российского производителя котельного оборудования, согласившийся беседовать на условиях анонимности, утверждает, что одним из факторов сохранения конкурентоспособных цен стали именно инженерные решения:
— Еще до кризиса мы снизили валютную составляющую в себестоимости — комплектующих, связанных с курсом евро, у нас не более 5%. Мы предлагаем оборудование, удовлетворяющее наших основных заказчиков — муниципальные теплоснабжающие организации, по ценам в два раза ниже, чем у европейских производителей. В 2015 году инженеры предприятия пересмотрели технологии производства и конструктивные особенности котлов. В результате наши цены выросли менее чем на 10% и рентабельность осталась на уровне 12–15%. Кроме того, после снижения курса рубля продажи увеличились вдвое, при том что реализация аналогичного импортного оборудования сократилась не менее чем в три раза.