Грузовики не покупают, а берут в лизинг
По итогам 2019 года продажи крупнотоннажных грузовиков в Ростовской области снизились на 7%. Среди основных причин — сокращение коммерческих грузоперевозок, снижение покупательной способности, уменьшение господдержки. В лизинговой компании отмечают бурный рост продаж. Некоторые участники рынка начали продавать автомобили на газовом топливе.
По данным «Автостата», продажи крупнотоннажных грузовиков в Ростовской области в 2019 году снизились на 7% (в России — на 2%). Наиболее популярные марки: KAMAZ, GAZ и MAZ, хотя продажи KAMAZ снизились (см. таблицу).
По словам директора департамента маркетинга ПАО «КамАЗ» Сергея Колесникова, в 2019 году в Ростовской области было реализовано 612 автомобилей КамАЗ полной массой свыше 14 т, что на 33% меньше, чем в 2018 году (данные компании отличаются от данных «Австостата»). Он отмечает, что снижение продаж обусловлено общим падением рынка в регионе, которое, по данным компании, составило 15%. Основные причины — сокращение коммерческих грузоперевозок, снижение покупательной способности грузоперевозчиков, уменьшение государственной поддержки спроса и низкие темпы роста инвестиций. В связи с удорожанием сырья и компонентов цены на автомобили КАМАZ увеличились на 6%.
По словам Сергея Колесникова, в Ростовской области в 2019 году грузовики и спецтехнику наиболее активно приобретали зерновики, коммерческие перевозчики и представители сферы ЖКХ.
По словам руководителя ГК «Нейс-Юг» (продает грузовики марок MAN, Iveco, DAF, FAW, JAC Motors) Богдана Хмельницкого, в 2019 году продажи грузовой техники практически не изменились и составили 457 единиц.
Сегодня грузовой автотранспорт, по словам участников рынка, значительно изношен, что отрицательно сказывается на его производительности и повышает стоимость обслуживания. Однако на покупку новой техники денег не хватает, предприниматели предпочитают лизинг.
В пресс-службе автолизинговой компании «Европлан» сообщили N, что видят положительную динамику в сегменте грузового транспорта. По данным компании, число переданных в 2019 году в регионе грузовиков у нее выросло на 60% по сравнению с 2018 годом. В «Европлане» связывают это с развитием Ростовской области, с продолжением реализации здесь крупных строительных проектов и с работой в секторе АПК.
Компания активно участвовала в программе государственного субсидирования техники.
— В конце года, когда лимит госпрограммы был исчерпан, «Европлан», как и в 2018 году, предложил свою собственную программу субсидирования, и этот опыт вновь показал свою результативность, — отмечают в пресс-службе.
В компании «БОНУМ» (производит прицепы и полуприцепы, спрос на которые растет) наблюдают изменение подхода клиентов к ведению бизнеса.
— Качество и сервис — вот что определяет выбор клиента сегодня, — говорит Надежда Михайленко, руководитель отдела маркетинга ООО «БОНУМ». — В случае выхода из строя техники компании теряют время, несут финансовые потери. Важна гарантия, круглосуточная поддержка по всем вопросам, стоимость на вторичном рынке. У нас она одна из самых высоких. Кроме того, ужесточились нормы весового контроля. В связи с этим мы оптимизировали конструкцию и нагрузку на ось, снизили вес техники, при этом надежность конструкции удалось сохранить и даже усилить.
Еще одна тенденция на рынке грузовиков — рост интереса к автомобилям на газовом топливе.
— В 2019 году Ростовская область демонстрирует спрос на автомобили на газовом топливе, что составляет 5% от общего рынка продаж на грузовые автомобили в регионе, — говорит Сергей Колесников. — По итогам года в Ростовской области было реализовано 62 автомобиля, работающих на газовом топливе, из них 61 автомобиль марки КАМАZ.
ООО «Арена Трак», по словам начальника отдела продаж Игната Воблого, ранее занимавшаяся только средне— и малотоннажными автомобилями, начала поставлять тягачи Iveco, причем на метане.
— Мы делаем ставку на продвижение автомобилей на метане, — говорит он. — Такие автомобили подходят клиентам, которые имеют большие пробеги. К примеру, у одного клиента тягач на метане за месяц прошел 23 тыс. километров. Экономия на топливе составила 255 тыс. руб. При этом автомобиль находится в лизинге, стоимость ежемесячного платежа составляет 240 тыс. руб. Метан — очень хороший вариант альтернативного топлива на данный момент. Сейчас мы заключили контракт с частным лицом на машины малого класса на метане и ведем переговоры с несколькими крупными компаниями в Ростовской области, которые просчитывают экономику и планируют бюджеты на этот год.
Однако не все участники рынка планируют продавать грузовики на метане.
— Тягачи на метане не пользуются спросом из-за высокой стоимости, — говорит Богдан Хмельницкий. — К тому же все еще существуют проблемы, связные с инфраструктурой и количеством заправочных станций.
В целом участники рынка рассчитывают на небольшой рост продаж грузовиков в текущем году.