Догнать убежавший вперед спрос торговцы грузовиками надеются к осени
В 2021 году продажи новых грузовых автомобилей в Ростовской области выросли на 20,1%, легких коммерческих — на 35,5%. Покупатели брали то, что есть, и нередко были готовы доплатить за ускорение поставок. В течение прошлого года цены на новые грузовики выросли на 20%. По словам участников рынка, из-за дефицита европейских марок вырос спрос на китайские, японские, корейские машины, а также грузовики с пробегом.
По данным «Автостата», продажи новых грузовых автомобилей в Ростовской области по итогам 2021 года составили 1908 шт., что на 20,1% больше, чем в 2020 году. После снижения несколько лет подряд (11,2% — в 2020 г., 7% — в 2019 г.) рынок донского региона продемонстрировал положительную динамику. В целом по России темпы роста в 2021 году оказались более высокими: объем рынка увеличился на 31% — до 97,9 тыс. штук.
Растут продажи отечественных марок КамАз, ГАЗ и MAЗ (см. таблицу 1). Из европейских брендов, входящих в топ-10, рост продаж только у DAF и Scania, а MAN и Volvo просели. На 88,5% выросла китайская марка Shaman (Shaanxi). Кстати, по данным «Автостата», этот бренд оказался самым динамичным в России (+62,4%) по итогам 2021 года.
Существенно выросли в регионе и продажи легких коммерческих автомобилей — на 35,5%, что соответствует общероссийской динамике (см. таблицу 2).
— Клиенты стремились купить автомобили, пока они были в наличии и по текущей цене, т. к. она росла стремительно, — отмечают в пресс-службе лизинговой компании «Европлан». — Это общая ситуация для всех регионов, и Ростовская область не стала исключением.
По словам руководителя отдела продаж ГК «Нейс Юг» (продает грузовики MAN, DAF и прицепы «ТОНАР» и Welton) Бориса Рубана, стоимость новых грузовиков выросла за год на 20%.
— В прошлом году все страдали от дефицита техники, сейчас эта ситуация усугубляется, — говорит директор по продажам компании «Евроклимат» (занимается поставками Isuzu, Iveco, DAF, является дистрибьютором марки ASHOK Leyland) Игнат Воблый. — Спрос очень большой, особенно на седельные тягачи, так как модели в основном европейские и их катастрофически не хватает. Сейчас по некоторым позициям срок ожидания доходит до полутора-двух лет.
— Многие дилеры крупных марок грузовых автомобилей сформировали план продаж на 2022 год и начинают продавать технику с поставками в I квартале 2023 года, — отмечает коммерческий директор ростовской компании «МСБ-Лизинг» Александр Бурьян.
В 2021 году ГК «Нейс Юг» реализовала 391 единицу техники, что на 4 шт. больше, чем в 2020 году. По словам Бориса Рубана, наиболее активно приобретали технику компании, специализирующиеся на производстве и перевозках продуктов питания, а также инертных материалов. Одной из самых крупных отгрузок компании за 2021 год стала отгрузка ТК «Ресурс» («Ставропольский бройлер») 30 автомобилей MAN единоразово. Всего компания в 2021 году отгрузила 200 единиц техники MAN, что на 60 единиц меньше, чем в 2020 году. Причина снижения — недопоставка, которая составила 25%.
— Рост цен и дефицит техники, в первую очередь европейских марок, привели к тому, что вырос спрос на автомобили с пробегом: клиенты, которые раньше рассматривали только новые грузовики, пересмотрели свой подход, — отмечают в пресс-службе компании «Европлан». — Также вырос интерес к различным китайским, корейским и японским маркам, которые пока не очень известны на нашем рынке, однако уже довольно скоро эта ситуация изменится (Shacman, Hino, FAW и др.).
— В сегменте б/у техники срок жизни предложения на хороший автомобиль на рынке не превышает нескольких дней, — говорит Александр Бурьян. — Сейчас рынок продавца, они диктуют и цены, и условия сделки. В большой степени это коснулось и лизинговых компаний — на первое место вышли навыки поиска и подбора техники.
По его словам, региональная привязка сделок ослабевает, машины приобретаются по всей стране вне зависимости от места нахождения клиента и дилера. Зачастую ажиотажный спрос приводит к тому, что дилеры требуют, а клиенты готовы к дополнительной премии в цене за ускорение поставки.
— Тенденции на рынке грузовиков Ростовской области в 2022 году будут аналогичны всему российскому — формирование рынка продавца, дефицит техники и длинные сроки поставок, — говорит Александр Бурьян. — По б/у технике будет продолжаться конкуренция за хорошие автомобили в наличии, что, скорее всего, скажется на их цене. Одна из тенденций — ввиду экстремально высоких сроков поставки европейских марок машин на рынке увеличилась доля российских производителей, в первую очередь КамАЗа, ГАЗа и MAЗа. В наш южный регион стал активно заходить «УРАЛ», хотя ранее эта марка была практически не представлена. До прекращения явлений, связанных с пандемией, сложностью логистики поставок техники и дефицитом электронных чипов ситуация вряд ли поменяется. С высокой вероятностью все эти факторы будут продолжать действовать в течение всего 2022 года. Рынок уже сталкивался с подобным в 2008 и 2014 годах — период бурного роста цен при дефиците техники. Это мыльный пузырь, который, скорее всего, лопнет осенью 2022 года. А пока — рынок продавца, цены будут подрастать, сроки поставок увеличиваться. Этот период нужно пережить.