«Резную ложку можно делать дольше, чем добротные ворота»
Ростовский резчик по дереву Юрий Быков отмечает, что, невзирая на относительную дороговизну, все больше людей предпочитает окружать себя вещами из натуральных материалов.
Несмотря на то что в магазинах города уже можно найти весь необходимый инструмент и материалы, резьба по дереву не стала широко популярным хобби — процесс требует терпения и времени, которых в современном городе всегда не хватает. Но, по словам Юрия Быкова, главным аргументом в пользу ручной работы остается неповторимость каждого предмета. В недавнем прошлом дизайнер одной из ростовских типографий, сегодня он — востребованный мастер, изделия которого украшают интерьеры и сады не только в Ростовской области. N: — Как хобби превратилось в профессию?
Ю.Б.: — Я всегда хотел, чтобы мое творчество было полезно людям. Работая в полиграфии, часто замечал: делаешь, скажем, визитку, стараешься ее нарисовать оригинальной, четкой, читаемой, тратишь на это силы и кучу времени, а потом узнаешь стоимость этой визитки — 300 рублей за 100 штук. А еще частенько видишь результат твоего творчества — те же флаеры — в урнах и просто валяющимся на дороге. Возник вопрос: может, стоит заняться чем-то более долговечным и в то же время востребованным? Так появилась идея превратить детское увлечение в нечто более серьезное. Людям нравятся мои работы, и это дает мне повод радоваться и совершенствоваться.
N: — Существуют ли какие-то школы, курсы для тех, кого заинтересовала работа с деревом?
Ю.Б.: — Увлечение резьбой началось с детства. У меня был хороший учитель — Александр Александрович Новицкий, мастер-самоучка. Он привил мне начальные навыки и сделал первый резец. Он — резец — и сейчас в работе. Сейчас с обучением несколько сложнее. Я знаю, что с резьбой по дереву знакомят студентов на худграфе, но глубоко не заглядывают, потому что много предметов помимо этого. Знаю, что есть несколько профессиональных училищ, например знаменитое Богородское художественно-промышленное училище, которое основано еще в 1913 году. Однако таких учреждений, к сожалению, немного. Поэтому чаще приходится брать специальную литературу, интернет и — практиковать. Другого пути просто нет.
N: — Можно ли сказать, что дерево в декоре и ландшафтном дизайне входит в моду?
Ю.Б.: — Правильнее сказать, что дерево всегда было в фаворе у дизайнеров интерьера, и в особенности у ландшафтных дизайнеров, но цена у интерьера из дерева гораздо выше, чем у стандартных изделий, — очевидно, что такой подход к оформлению своего жизненного пространства не каждому по карману.
N: — Если рассматривать резьбу по дереву исключительно как хобби, то насколько это занятие доступно?
Ю.Б.: — Должен сказать, что резьбой, как и всяким другим видом изобразительного искусства, можно — и стоит — заниматься исключительно для себя. Если человек с самого начала думает о деньгах и признании себя как художника — ничего не выйдет. Не будет роста мастерства, не будет терпения делать простейшие упражнения. А без подобной практической работы не будет понимания предмета. Начинать следует с простых вещей. Видов резьбы очень много, но начинают всегда с контурной резьбы, потом изучают геометрическую, и только потом подходят к более сложным видам — рельефной, скульптурной, интерьерной и так далее. Инструмент для начала нужен всего один — нож. Или, как его называют, стамеска-косячок. Подобный нож гораздо лучше и проще сделать самому, главное — найти подходящий кусочек стали и приложить немного терпения. Таким, казалось бы, простым инструментом делают очень красивые вещи. Очень многие на этом уровне останавливаются и творят невероятные по своей сложности орнаменты. Но можно и усложнить рисунок, сделать его более живым. Это удел рельефной резьбы, ее разновидностей очень много, здесь уже без разных стамесок — полукруглых, скобчатых, плоских и угловых — не обойтись.
Стамески нужно выбирать сразу качественные. Первое впечатление — самое яркое, и если им будет судорожная попытка продавить тупой стамеской неподатливую древесину, то до второго впечатления может и не дойти. Набор стамесок, которым уже можно нормально работать, стоит от 4–5 тысяч рублей.
N: — На что стоит ориентироваться начинающему резчику?
Ю.Б.: — Простое, сложное — это категории субъективные. К примеру, ложки очень разные бывают, и резная ложка иногда занимает при изготовлении столько же времени, сколько хорошие добротные ворота. Все зависит от художественного замысла, материала, мастерства резчика. Лично мне сложно судить, что простое, а что сложное. Я смотрю на предмет так: выполнимо на моем уровне и моими инструментами или невыполнимо. Если невыполнимо, но хочется сделать нечто подобное, то нужно просто подготовиться — раздобыть инструмент, которого не хватает, наработать навыки, которых недостаточно, — и вперед: глаза боятся, а руки делают. Самое плохое, что может произойти, — это испорченная заготовка. Поэтому не стоит бояться трудностей.