Каждому покупателю — саженец в подарок
Поставщик новогодних деревьев решил отметить свое тридцатилетие масштабным озеленением. На сегодняшний день компания «Юг-Лес» — это елочные базары в Ростове, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, а также один из крупнейших питомников юга России. В 2022 году компания отметит 30-летие, а подготовку к юбилею начали уже сейчас. Каждый покупатель получает в подарок саженец крымской сосны в специальном контейнере и с подробной инструкцией, чтобы посадить его в любом подходящем месте. Через год пустой контейнер можно будет обменять на два саженца, еще через год — на четыре. Покупателям идея понравилась — маленькие сосны принимают с благодарностью, и в компании надеются, что через несколько лет дворы города зазеленеют.
Директор компании «Юг-Лес» Игорь Свистунов рассказал N, что в 2010 году надеялся стать крупнейшим поставщиком новогодних елок юга России, но за прошедшие годы приоритеты компании изменились:
— Мы уже не стремимся к количественному лидерству на рынке. Я считаю, что по сервису, по услугам, по всему комплексу мы стараемся быть лучшими. Несколько лет мы работали в направлении интернет-продаж, но теперь решили полностью отказаться от дистанционной торговли и сосредоточится на развитии клубного бизнеса. Многие клиенты остаются с нами годами, мы благодарны им и хотим, чтобы их стало больше. Идея дистанционных продаж с самого начала оказалась неудачной, потому что к нам приходят не только за покупкой. Многих знаем лично, важно увидеться, пообщаться. На выходных устраиваем на наших ярмарках угощение, стараемся создать праздничное настроение. Как это все через интернет передать? Елка — это настолько личное, ее нельзя выбрать на расстоянии. Людям с этим деревом месяца полтора жить, гостей принимать, детей поздравлять.
Лидером ассортимента в Ростове остается крымская сосна. Это самое популярное новогоднее дерево, которое давно «прижилось» в регионе. Заниматься крымской сосной «Юг-Лес» начал почти 30 лет назад, а сейчас ежегодно высаживают 200-300 тысяч новых деревьев. Питомники компании уже превысили 500 га. Г-н Свистунов рассказывает, что выращивать в своем питомнике пробовал все сорта праздничных хвойных, но далеко не все подходят для южного климата:
— Мы много лет высаживали тысячами многие сорта. Прижились голубые ели — сейчас они уже представлены в продаже, как срезанные, так и в горшках. У нас есть туи. Дополнять ассортимент уже не будем, но будем развивать тот, что есть. Сейчас экспериментируем с пихтой. Были планы заменить привозные деревья Фрейзера на местные, тем более из-за санкций мы расстались с нашими американскими партнерами, это очень сильно подкосило. К сожалению, даже самое тщательное следование технологии не способно победить климатические условия. Фрейзеры очень популярны по всему миру, стоят бесконечно долго, имеют необычный аромат, очень красивые, и спрос на них есть. Но не переносят летние температуры выше 35 градусов. Даже на севере области мы не можем обеспечить такие условия. Сейчас приходится сотрудничать с европейскими поставщиками.
От оценки своей доли на российском рынке в компании принципиально отказались, а к конкурентам относятся спокойно. По словам Игоря Свистунова, недорогие обычные сосны занимают другую нишу:
— Конечно, стихийные продавцы, предлагающие откровенно бросовые цены на обыкновенную сосну, влияют на потенциальных клиентов. До того момента, пока те не присмотрятся внимательнее. Несколько лет назад мы тоже предлагали этот сегмент, однако сейчас он не востребован. Наши постоянные клиенты заинтересованы в эстетике дерева, его долговечности, а крымская сосна выигрывает по всем параметрам.
К искусственным елкам г-н Свистунов относится скептически:
— Я постоянно объясняю, даже у нас в памятках написано, что приобретение живой срезанной елки не вредит лесам. Все совсем наоборот. Первоначально на делянке высаживается около 10 тысяч деревьев на расстоянии всего один метр. Через девять лет мы начинаем их срезать. Чтобы получился нормальный здоровый лес, где можно гулять, смогут расти ягоды, жить животные, нужно расстояние не менее семи метров между деревьями. Регулярным уходом и удалением части деревьев мы спустя время именно такой лес и получаем. Если этого не делать, будет просто непроходимый бурелом, где деревья будут засыхать, а в нашем климате это еще и высокая пожароопасность. По сути, выходит: чем больше пилим, тем больше получается лесов. Мода на синтетические елки регулярно поднимается и снова стихает. Все же елка на Новый год — это еще и семейная традиция. Не может быть традиции украшать дом пластиком. Да и как можно несколько лет с одной и той же елкой? Мне бы надоело. Это как будто время остановилось. Кстати, цены на хорошие искусственные деревья заметно выросли — от десяти тысяч. Так что и экономии не получится. Те, кто уходил к искусственному, сейчас возвращаются. Кто-то наоборот: сейчас думает об искусственной ели. Этот процесс перетекания будет всегда. Еще один мотив сторонников искусственного дерева — банальная лень. Я сам такой, как представлю, что кто-то ходит после праздников и твердит: «Вынеси елку, вынеси елку…» Это же ужас! Поэтому мы организовали вывоз наших елок после праздника. Не скажу, что это мегапопулярная услуга, но спрос на нее стабильный.
Чтобы сдерживать цены, в компании пошли на эксперимент по снижению издержек — деревья завозят по минимуму, а затем добавляют в зависимости от спроса. При этом цена в течение всего предпраздничного сезона остается одинаковой. В этом году деревья из Ростовской области представлены не только на юге, но и в Казани и Санкт-Петербурге. По словам Игоря Свистунова, для выхода на рынки крупных городов особых усилий не потребовалось:
— У нас возникло желание работать в этих городах — мы работаем. Там наши деревья востребованы. На столичный рынок мы посмотрели и решили, что нам не интересно. Москва — это развалы, тесные пяточки пять на пять метров, продавец на одной ноге и пять деревьев — ни рассмотреть, ни пообщаться.
Главным условием всех достижений компании г-н Свистунов считает свой коллектив:
— У меня семья работает со мной рядом, постоянных сотрудников десять человек, которые работают со мной не менее 20 лет. В этом бизнесе человеческие качества важнее, чем профильное образование или объемы инвестиций. Мы столько лет вместе, что все можем победить и любых целей достичь.