Архетип будущего
Берлинский художник Владимир Анзельм показал ростовчанам свое видение прошлого и приоткрыл завесу будущего.
Известный художник впервые приехал в Ростов со своим проектом «Гео-Гелиополис». Угольная скульптура, живопись и световая инсталляция Владимира Анзельма призваны рассказать посетителям галереи современного искусства 16th Line об уровне бессознательного и о том, что хранится глубоко внутри каждого человека. Гелиополис — это античный утопический Град Божий, вписанный в природу цельного человека. Приставка «гео» с греческого означает «земля», что указывает на общие законы мироздания. На первом этаже галереи можно увидеть архетипы и образы, которые уже реализовались и, по словам художника, «выпали в осадок», работы на втором этаже посвящены будущему, представляя собой иронию над золотым веком истории.
Корни человека, по мнению Владимира Анзельма, всегда следует искать в природе. Поэтому прошлое художник изображает с помощью такого материала, как уголь.
— Уголь ассоциируется с глубинными слоями психики, — рассказал Владимир Анзельм на открытии выставки. — Он лежит глубоко, залегает пластами. Это декоративный материал со своим настроением сосредоточенности и заключенности в себе особого смысла. У Канта есть так называемая вещь в себе. Предмет не может открыться человеку полностью. Можно выдергивать лишь отдельные моменты, но смысл всегда останется недоступным.
Среди архетипических образов прошлого, например, можно увидеть скульптуры книги, сердца или черепа. Каждый из образов символичен, но интерпретировать их можно по-разному. Сам автор, кстати, не имеет однозначного ответа на вопрос о происхождении прообразов:
— Лев, например, олицетворяет все геройство, волюнтаризм и благородные начала. Но вот вопрос: лежат ли эти качества в природе человека или же они изначально ему не присущи? Сегодня мы видим, что прямое мужество или агрессию, в общем-то, лучше не проявлять. Поэтому лев умер и вы видите лишь его череп.
Центральный образ второй части выставки, отражающей современность, — это младенец, который уступает дорогу новым формам жизни. Некоторые из этих форм уже проявились во плоти — это только-только зародившиеся зооморфные существа. Другие же «новорожденные» на свет еще не появились. Их образы неясны и расплывчаты, поэтому автор решил отразить их будущее рождение с помощью светоинсталляции. Эти работы представляют собой трафареты, подвешенные на веревках и отбрасывающие тень на стену. Некоторые образы напоминают что-то из будущих творений генной инженерии, а другие кажутся уже хорошо знакомыми. Например, на некоторых шаблонах можно увидеть советские символы — серп и молот, — а также державного двуглавого орла.
— Это номинальные и идеологические сгустки, символы вечного возвращения, — поясняет автор выставки. — То, что было, всегда к нам возвращается. Вопрос в том, в какой форме оно реализуется — этого мы пока не знаем. Поэтому эти образы пока можно разглядеть только под углом.