Уроки безопасности с автоматами
Старшеклассникам на уроках ОБЖ дают информацию из курса начальной военной подготовки (НВП), который преподавали в советской школе. К сожалению, детям опять рассказывают об оружии, а не о реальных опасностях мирного времени.
На днях моя дочь-десятиклассница рассказала, чем их класс занимался на уроке основ безопасности жизнедеятельности. Тренировались разбирать автомат Калашникова. Пока просто так, а потом, на оценку, это нужно будет сделать за определенное время.
Сперва я решила, что это инициатива учителя, возможно военного в отставке, который в меру своего кругозора и с армейским юмором решил развлечь детей. Но нет, урок вела учительница, которая сама плохо разбиралась в оружии. На ее счастье, в классе был юнармеец, который с удовольствием помог проконтролировать выполнение задания.
Следующая мысль была: в учебном заведении трепетно поддерживают юнармейское движение, отсюда такие перекосы. Хотя это и не очень вяжется с имиджем престижного лицея, где упор делается на углубленное изучение математики и физики. Но оказалось, что разборка и сборка автомата есть в программе — подруга дочери из другой школы сообщила, что они займутся этим в следующей четверти.
Тогда я поинтересовалась, что думают дети о выдаваемых на ОБЖ заданиях. Зачем им разборка автомата, ответить они, конечно, не смогли. Однако дочь отметила, что возиться с автоматом веселее, чем третий год подряд слушать одну и ту же нудятину про существующие виды оружия или про то, как себя вести в случае ядерного взрыва.
Моему удивлению не было предела. Советский урок НВП из времен холодной войны и железного занавеса после относительно недолгого перерыва опять преподают в школе. Включая разборку автомата на скорость. По сути, изменилось только названия предмета, а содержание осталось! При этом у детей в расписании по 4 пары в день, не считая дополнительных занятий, в программе изобилуют точные науки, ради них даже пожертвовали изучением географии, но никак не ОБЖ.
На мой взгляд, если жизнь детей действительно хотят обезопасить, как следует из названия предмета, то им надо рассказывать не о войне, а об опасностях, подстерегающих в мирное время. Аналогичный предмет в вузах предполагает изучение вредного влияния на человека шума, вибраций и т. д., встречающихся на производствах. Так почему же и детям не рассказать о вреде здоровью, который им могут нанести, например, тот же шум и выхлопы от транспорта? Пускай изучают негативное воздействие гаджетов и бытовой техники, исследуют проблемы, которые могут возникнуть из-за неправильного питания, вредных привычек, малоподвижного образа жизни. По крайней мере, это уж точно пригодится в жизни каждому.