Любители велоспорта продолжают осваивать парк Авиаторов
Некоммерческий проект «Приходи кататься и дружить!», реализуемый бизнесменами и волонтерами в парке Авиаторов, преобразил его в велосипедный парк со всей инфраструктурой, позволяющей безопасно и комфортно проводить досуг на велосипеде, роликах, скейтборде. Усилия активистов положили начало проведению соревнований по различным велосипедным дисциплинам в Ростове.
На первом этапе удалось собрать необходимые средства и выполнить работы по благоустройству: отремонтированы, размечены и проложены новые асфальтовые велодорожки, установлены лавочки вдоль аллеи у мемориала, в парке появились урны, освещение и указатели. Сформировалась команда активистов, которая смогла привлечь внимание горожан и бизнеса к реализации проекта — финансировали работы ассоциация «Прогресс», центр оптово-розничной торговли «Атлант», автомобильный торговый комплекс «Алмаз», ООО «Сила Дон», а также жители города. В 2015 году была построена площадка для велотриала, уровень которой позволил принять в 2016 году этап чемпионата России. Также на территории парка проводились различные гонки в дисциплине кросс-кантри, для чего была подготовлена специальная грунтовая трасса.
Результаты этой деятельности не остались незамеченными, и проект получил первое место на общегородском конкурсе «Лучший объект озеленения г. Ростова-на-Дону» в номинации «Лучший объект благоустройства, созданный силами общественной организации или движения».
Парк быстро приобрел популярность у поклонников велоэкстрима. Осенью 2015 года началось строительство грандиозного по значимости для всех велоэкстремалов города комплекса, включающего в себя памп-трек и две линии трамплинов для дерт-джампинга. Ранее в городе не было ни одного места для полноценной тренировки спортсменов в данных направлениях велоспорта. Достаточно быстро была построена основная часть памп-трека, уже в первой половине 2016 года были проведены первые соревнования.
Один из волонтеров проекта Владимир Бережной рассказал, что для Ростова эти направления велоспорта еще недавно были экзотикой, но только из-за отсутствия трасс, хотя в городах и странах, где велоспорт развит, памп-треки и дертовые линии есть в огромных количествах.
— Памп-трек (от английского pump — качать и track — трасса) — это специальная велосипедная трасса, представляющая собой чередование ям, кочек и контруклонов и не содержащая ровных участков. Особенность памп-треков заключается в том, что набор и поддержка скорости осуществляются не за счет вращения педалей, а с помощью специальной техники прохождения («прокачки») волн: в ямы велосипед «вжимается», на кочках — «расслабляется». В условиях нарастающей популярности велосипеда как городского транспорта такие упражнения весьма полезны не только для улучшения физической формы, но и для получения практических навыков безопасной езды по улицам.
На финальном этапе у активистов возникли финансовые сложности. На создание подобных сооружений уходит существенно больше материалов и усилий, чем для постройки памп-трека, а возможности общественной организации весьма ограничены. К началу 2017 года готовность объектов составила 60–70%, удалось в очередной раз привлечь бизнес: компания «Пожзавод» выделила материалы для оставшейся части строительства. После завершения комплекса запланирована постройка трейла для фанатов горного велосипеда, высокий берег Кизитеринки дает возможность построить качественную трассу для любителей эндуро и маунтинбайка. Сейчас волонтеры ищут спонсоров для финансовой поддержки проекта.
Владимир Бережной рассказал, что проект давно вышел за рамки сообщества любителей велоспорта:
— Ростовский предприниматель, владелец магазина «ВелоАС» Александр Коробков выступил с проектом восстановления парка и призывом ко всем велосипедистам реализовывать в нем велопроекты, интересные для жителей города. С учетом того, что многие годы основной проблемой для любителей экстремальных направлений было отсутствие места для постройки необходимой инфраструктуры, достаточно быстро сформировалась группа волонтеров, которая взялась реализовать свою мечту. Очень приятным «побочным эффектом» стало появление благоустроенного парка, чистого и безопасного, привлекающего огромное количество детей и взрослых. Тот же памп-трек — уникальный объект, позволяющий очень серьезно «прокачать» как технику владения велосипедом, так и физические кондиции велосипедиста. Не нужно быть профессиональным спортсменом, чтобы начать тренироваться, а в парке постоянно проходят мероприятия, где можно посмотреть, что к чему, и попросить помощи у опытных велосипедистов. Считается, что памп-трек — это ворота в мир экстремального велосипеда, доступный, с одной стороны, даже пятилетним детям и при этом интересный профессиональным велоэкстремалам. Езда по памп-треку имеет много общего с относительно новым олимпийским видом спорта BMX racing, который, по сути, и есть групповая гонка по большому памп-треку. Еще одно направление — дерт-джампинг. Это вид велоспорта, в котором велосипедист преодолевает серию высоких трамплинов, выполняя при этом трюки, которые оцениваются судейской коллегией, своеобразное велосипедное фигурное катание. Практика соревнований по фигурному катанию на велосипеде, кстати, есть с советских времен — это обязательная дисциплина для младших школьников в программе конкурса ГИБДД «Безопасное колесо». Конечно, там уровень совсем иной, но то, что польза таких тренировок известна давно, — факт. Большая часть работы по реализации проекта постройки дертовой трассы благодаря поддержке ряда ростовских бизнесменов уже проведена, но на данный момент, к сожалению, завершить его не удается по причине недостаточного финансирования. С учетом того, как далеко продвинулся проект, уверен, в ближайшее время найдутся желающие поддержать дальнейшее развитие.
Парк находится в ведении муниципалитета, а активисты из велосообщества не только строят объекты, но и поддерживают их в надлежащем виде.