«Дон-Плазу» окружит ресторанный кластер
Гендиректор ООО «Конгресс-отель “Дон-Плаза”» Андрей Демишин считает, что благодаря появлению большого числа отелей через 10-15 лет Ростов станет более привлекательным для туристов и проведения крупных бизнес-мероприятий. Их интерес к путешествиям и локальным брендам будет расти.
N: — Каким будет гостиничный бизнес через 10-15 лет?
А.Д.: — Будет развиваться эмоциональное потребление. Людям захочется все больше впечатлений, эмоций. И путешествия станут важной частью жизни, которую невозможно заменить никаким онлайном или интерактивом. Мобильность людей, частота их поездок будет увеличиваться. Если для предшествовавших поколений командировки были скорее минусом в работе, то в 2031 году они станут преимуществом, поскольку будут давать возможность путешествовать, да еще и за корпоративный счет. Будет развиваться тренд на насыщение деловых мероприятий впечатлениями через погружение в среду, знакомство с местом. Частота мероприятий будет расти. Это связано с тем, что длина жизни продукта на любом рынке продолжит сокращаться, при этом каждый новый продукт нужно продвигать.
Появление большого числа отелей в Ростове, в том числе такого высокого уровня, как «Хайятт», сделает его более привлекательным для туристов и для проведения серьезных бизнес-мероприятий. В долгосрочной перспективе Ростов будет играть все более заметную роль на федеральном рынке мероприятий, туристических потоков.
Безусловно, будет усиливаться интеграция отеля с городской средой. Раньше гостю было важно все необходимые услуги получить в отеле, среда за его пределами была не совсем комфортна, он ощущал ее как чуждую. И на тот момент понятие международного бренда ассоциировалось с надежностью, гарантией обеспечения комфорта и безопасности. Изменение характера аудитории, развитие любопытства, появление желания погрузиться в культурную среду сделает локальные бренды особенно привлекательными. Мы считаем, что это понимание очень важно для выстраивания стратегии «Дон-Плазы».
N: — Приведите пример изменений, которые могут ждать «Дон-Плазу». А.Д.: — Мы разработали стратегию развития отеля до 2034 года и в ней указали, что наши огромные пространства первого этажа, двор, территорию со стороны Покровского сквера можно будет использовать для создания ресторанного кластера, с большим разнообразием кухонь, которые будут интересны как гостям, так и жителям Ростова.
N: — Будут ли негативные последствия у трендов, которые вы обозначили?
А.Д: — В ближайшее время конкуренция будет жесткая. Отели будут с двух сторон задавлены: с одной стороны, мы видим, как на протяжении этого года растут издержки, в том числе связанные с расходами на персонал. А с другой стороны, из-за роста конкуренции сейчас рынок покупателя, требования с точки зрения тарифов жесткие. И в таком прессе выживать будет, конечно же, сильнейший.
N: — Кто сегодня определяет векторы развития в гостиничном бизнесе и в MICE в Ростове?
А.Д.: — На самом деле все как у Брэдбери: раздавил бабочку — и мир радикально изменился. Все связано и все на все влияет. Есть общепризнанные, сформировавшиеся крупные объекты, в том числе «Дон-Плаза», которые влияют на рынок. «Дон-Плаза» влияет на него еще и потому, что в огромном количестве отелей работают сотрудники, которые раньше работали у нас, в том числе возглавляют их. На рынок оказывают влияние крупные организаторы мероприятий. И власти, конечно, оказывают влияние тоже — через налоги, различные поддержки. И через ограничения. Наши ограничения, к примеру, сегодня ничто на фоне ограничений в Голландии, где в 17.00 комендантский час. Дома нельзя собираться в количестве больше 6 человек. Закрыто абсолютно все.
N: — Какие примеры развития вам близки?
А.Д.: — Хорошо там, где нас нет, верно? (Смеется.) Много лет назад у нас в «Дон-Плазе» проходила первая стратегическая сессия, и тренер предложил для знакомства выполнить задание: написать эпитафию на своей могиле. И Игорь Викторович Горин написал: «Здесь покоится неуспокоившийся». Это наш генетический код. Мы с 1993 года, когда познакомились, всегда с ним делали новое. Начали с тротуарной плитки, Лабусов, царство ему небесное, тогда был замом мэра по строительству, говорил: «Мы пробовали, это не для Ростова, она у нас рассыпается!» Сколько сейчас плитки в городе? Миллионы квадратных метров. Это уже давно не наш бизнес, но мы были первыми. Или когда мы в 1990-х начинали реконструкцию «Интуриста». Нас с Гориным называли «кремлевские мечтатели», когда мы рассказывали, каким мы сделаем этот объект («кремлевский мечтатель» — так назвал Ленина писатель-фантаст Герберт Уэллс после встречи с ним. — N). Или «Хайятт». Да, к сожалению, к чемпионату его закончить не удалось. Но когда я еду по левому берегу, каждый раз смотрю на панораму города и горжусь «Хайяттом».
N: — Как вы считаете, каким изменениям нужно сопротивляться?
А.Д.: — Я бы сопротивлялся только унынию.