Шумные репетиции и тихие монологи: всеобъемлющая премьера на «Макаронке»
Театрально-выставочный центр Makaronka представил премьеру спектакля «Всеобъемлюще» по одноименной пьесе Николая Коляды. По сюжету две немолодые и невостребованные актрисы, надеясь на эффектное возвращение на сцену, втайне от коллег начинают репетировать спектакль.
Пьесу «Всеобъемлюще» известный екатеринбургский драматург, режиссер, руководитель «Коляда-Театра» Николай Коляда написал в 2008 году. У нее небогатая сценическая история. За все время существования пьесу ставили едва ли не один раз: сам Николай Коляда у себя в театре. Теперь за нее взялась Makaronka.
Актрисы Вера и Нина всю жизнь прослужили в театре, правда, большие роли им не доставались. Нину под конец карьеры и вовсе перевели в помощники режиссера. Вера надежды не теряет и хочет предложить себя на одну из главных ролей. Она просит Нину помочь ей выучить текст. В тайне от всех женщины начинают репетировать. Разность темпераментов героинь в пьесе не подчеркивается, а лишь прочитывается между строк. Создатели спектакля добавляют остроты, делая Веру и Нину антиподами. Вера (Людмила Мелентьева) — возвышенная и кокетливая, восторженно говорит и изящно одевается. Нина (Эльвира Цыганок) — грубая и прямолинейная, выражений не подбирает и особо не церемонится. Конфликт противоположностей осложняется старыми личными обидами. Обмен колкостями и постоянные препирательства между актрисами становятся основным драматургическим ходом, делающим текст динамичным.
Режиссер постановки Дмитрий Цупко превращает пьесу в фарс, моментами переходящий в фантасмагорию. Громкие балаганные сцены репетиций с редкой периодичностью сменяются тихими монологами о прошлом, об одиночестве, о чем-то всеобъемлющем. Уютной постановку делает заполненный разными мелочами зал: стенды с фотографиями заслуженных артистов, чемоданы, стулья, бутафорская пальма. Задник сцены увешан старыми рубашками, платьями и шортами. В этом шумном действии то тут, то там возникает тема смерти, которая придает истории лирические ноты. На стенах висят два венка, в репертуаре театра одни «покойницкие спектакли»: «Смерть Тарелкина», «Все кончено», «Пока она умирала» и т. д. Вечность у Веры в квартире, по ее признанию, ползет из всех углов. В театре только две постановки с жизнеутверждающим названием — «Вечно живые» и «Оптимистическая трагедия». Именно в них и играют актрисы. Сентиментальная часть преобладает в заключительной части спектакля, правда, теряется в балаганном действе. Концовка из-за этого получается несколько смазанной и недосказанной.
Комедии заняли почти весь репертуар открывшегося осенью прошлого года ТВЦ Makaronka. Такое репертуарное решение вполне объяснимо, учитывая опыт «Театра 18+», увлекшегося экспериментальным театром, непривычным ростовскому зрителю, и закрывшегося из-за низкой посещаемости и финансовых проблем. Комедии же всегда были любимым жанром ростовской публики. Сейчас — зал почти полный и смеется.