На ростовский рынок автомобилей приехали белорусы
Минский автомобильный завод открыл в Ростовской области региональный центр, начал продавать автомобили напрямую и планирует увеличить долю рынка МАЗ в Ростовской области. Эксперты считают, что перспективы у марки есть за счет ухода иностранных брендов, но отмечают, что конкуренция на рынке остается высокой.
ООО «МАЗ-РУС» и ростовский дилер автомобилей МАЗ ООО «Великан-Ростов» в этом году создали совместное предприятие ООО «Региональный центр МАЗ ЮГ» для увеличения продаж автомобилей в регионе. Сейчас идет расширение дилерского центра, в планах — строительство новой сервисной станции площадью до 1,45 тыс. кв. м. По словам начальника отдела реализации техники регионального центра Сергея Япондыча, собственная структура создана, в том числе для того, чтобы заключать прямые корпоративные договоры. В этом году активизировала продажи марки «МАЗ» еще одна компания — «Транзит-Дон».
Минский автомобильный завод открыл региональный центр в Ростовской области. Об этом сообщил начальник отдела реализации техники ООО «Региональный центр МАЗ ЮГ» Сергей Япондыч. Это первый пилотный проект белорусского производителя в рамках создания собственных региональных центров продаж и обслуживания автомобильной техники МАЗ в регионах России.
— Ранее Минский автомобильный завод не продавал автомобили напрямую, продажи шли через дилерскую сеть, которая включает 56 дилеров по всей России, и они продолжают работать, — рассказал Сергей Япондыч. — Но у завода есть глобальные планы создать в России сеть собственных региональных центров, которые возьмут на себя функции продажи автомобилей и будут являться ориентиром для дилеров. Первый такой региональный центр было решено открыть на юге России, в Ростовской области. Для реализации этой цели было создано совместное предприятие «МАЗ-РУС» с местным дилером ООО «Великан-Ростов», все сотрудники перешли в новую структуру. Было принято решение заходить не с нуля, а приобрести уже действующего дилера. Это хороший дилер, он представлен на рынке 15 лет, его знают местные клиенты. Подготовка к сделке шла полтора года, она состоялась в конце марта этого года.
Сейчас идет расширение дилерского центра, в планах — строительство новой сервисной станции площадью до 1,45 тыс. кв. м.
Объем инвестиций в сделку не раскрывается.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», бенефициаром ООО «Великан-Ростов» является Олег Садовниченко. Ему также принадлежит 49% в УК в созданном 30 марта этого года ООО «Региональный центр МАЗ ЮГ», еще 49% в УК имеет ООО «МАЗ-РУС», 2% — ООО СП «Ладогамазсервис». 99% в УК ООО «МАЗ-РУС» принадлежит ОАО «МАЗ» — управляющей компании холдинга «Белавтомаз», зарегистрированной в Минске. Выручка ООО «МАЗ-РУС» в 2021 году составила 23,5 млрд руб., чистая прибыль — 49,8 млн руб.
По словам Сергея Япондыча, региональный центр создан для увеличения продаж автотехники в регионе.
— Мы рассчитываем на большой рост продаж техники МАЗ, — говорит Сергей Япондыч. — Думаю, что доля МАЗа будет расти стремительно по отношению ко всем остальным игрокам. Все европейские производители ушли с рынка. Есть китайские, но их мало. У многих из них не выстроены процессы в регионе, нет сервисной поддержки и запасных частей. У российских автозаводов, в частности у КамАЗа, сейчас имеются сложности с двигателями и комплектующими, поскольку их поставляли европейские производители. КамАЗ решает эту проблему, рано или поздно он с ней справится, но на это уйдет не меньше полугода. МАЗ решил проблему с импортозамещением раньше. Они договорились с китайским автопроизводителем Weichai, который построил собственный завод в Белоруссии и сейчас выпускает и поставляет на Минский автозавод современные двигатели («Евро-5») и коробки передач. Поэтому в отличие от остальных производителей у МАЗа есть все, мы наращиваем склад готовой техники в регионе, заключаем прямые договоры с лизинговыми компаниями.
По словам Сергея Япондыча, бывает, что дилеры поднимают цены, и разница от заводских цен в грузовом сегменте доходит до 1,5 млн руб. Региональное представительство МАЗа будет продавать автомобили и спецтехнику по рекомендованным заводом ценам.
Он добавил, что в ноябре прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Ростовской области и ОАО «МАЗ», направленное на обеспечение транспортного комплекса автомобильной техникой для содержания и ремонта дорог, а также строительной техникой и пассажирскими автобусами. В этом году делегация от Ростовской области, включая министра транспорта Ростовской области Владимира Окунева, ездила на завод в Минск.
— Минский автозавод создал в Ростовской области собственную структуру, в том числе для того, чтобы заключать прямые корпоративные договоры, — говорит Сергей Япондыч. — Администрация города планирует обновлять автопарк общественного транспорта, в ближайшее время она собирается приобрести партию новых автобусов. Автобусы необходимо обслуживать на высоком уровне, и не каждый дилер сможет такой объем переварить. Для работы с такими большими объемами и была создана наша компания. Наши возможности позволяют поставлять автомобили и спецтехнику также в Крым, на Донбасс.
Помимо пассажирских автобусов и дорожно-строительной спецтехники МАЗ готов поставлять на рынок Ростовской области зерновозы грузоподъемностью до 44 тонн, в последнее время налажен выпуск современных моделей зерновозов.
Помимо ООО «Великан-Ростов» автомобили МАЗ в Ростовской области реализуют компании «Русбизнесавто» и «Транзит-Дон».
Руководитель отдела продаж «Транзита-Дон» (специализируется на продажах грузовой техники) Алексей Бочкарников сообщил, что в этом году компания возобновила их продажи. Она стала партнером регионального центра «МАЗ ЮГ», а также официальным дилером отдельного белорусского производителя ЗАО «МАЗ-МАН».
— Раньше мы работали с брендом «МАЗ», потом прекращали сотрудничество, а в этом году снова активизировали, — пояснил Алексей Бочкарников. — В связи с последними событиями в России и в мире мы решили, что это направление будет для нас перспективным. Большая семерка европейских производителей ушла, соответственно, кто-то должен занять их место на рынке, но кто это будет — МАЗ либо китайские бренды, — покажет время. Я думаю, у бренда «МАЗ» большие перспективы на российском рынке.
— Логика Минского автомобильного завода понятна, он хочет напрямую выйти на клиента, — добавил Алексей Бочкарников. — Но нельзя объять необъятное, региональный центр не сможет охватить весь рынок и работать без дилеров. Конкуренция в любом случае будет, но мы ее не боимся, мы достаточно давно работаем, у нас есть свой пул покупателей.
Компания «Русбинесавто», по словам ее руководителя в Южном округе Евгения Лопатина, много лет назад открывалась здесь как дилер МАЗа и продолжает поставки техники в Ростовскую область. Хотя сейчас в ее линейке превалирует бренд «КамАЗ», доля продаж МАЗа тоже немаленькая.
— Западные производители уходят, и я думаю, что у МАЗа, конечно же, есть возможность занять долю этих компаний, — считает Евгений Лопатин. — Но и сказать, что рынок растет, нельзя, сейчас мы видим падение рынка. Тем не менее на падающем рынке МАЗ имеет шанс увеличить свою долю. Есть, конечно, конкуренция со стороны Китая, это новый вызов, с которым придется столкнуться, но я думаю, что в итоге МАЗ свою долю нарастит. В свою очередь, у нашей компании всегда есть техника МАЗ в наличии, мы своих позиций не сдаем и идем с этим брендом дальше.
Директор по продажам компании «Евроклимат» (дилер марки Ashok Leyland и LADA, коммерческий транспорт) Игнат Воблый считает, что Минским автомобильный завод открыл региональный центр для того, чтобы иметь возможность заключать большие корпоративные сделки.
— Доля МАЗа в Ростовской области была небольшая, но так как сейчас практически нет импортных производителей, думаю, МАЗ может увеличить ее в 3-4 раза и занять около 25-30% рынка, — считает он.
По его мнению, наиболее продаваемой техникой в ассортименте МАЗа в Ростовской области станут тягачи, самосвалы, а также ботовые и специализированные автомобили.
— Сегодня происходит трансформация рынка транспорта и лизинга в связи с нарушением логистики и уходом с рынка части европейских, азиатских и американских поставщиков, — комментирует коммерческий директор «МСБ-Лизинга» Александр Бурьян. — В связи с этим у российских производителей и производителей из стран СНГ открывается окно возможностей. Очевидно, что продажи автомобилей марки «МАЗ» могут и должны вырасти, особенно с учетом ускорившейся интеграции России и Белоруссии. Важным моментом является наличие различных программ поддержки экспорта и совместного субсидирования в обеих странах. Освободилась доля рынка более 50%. Кто сможет ее заместить — отечественные и белорусские производители или серый рынок, — покажет время.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что, теоретически, на фоне санкций и ухода ряда иностранных автопроизводителей продажи регионального центра МАЗ могут вырасти, но конкуренция на рынке все равно остается высокой. Успех в продажах будет зависеть и от того, как будет организовано обслуживание проданных автомобилей, какая будет цена — их придется везти из республики, а транспортные расходы могут повлиять на стоимость, насколько широко будет представлен модельный ряд, будут ли действовать различные программы для покупки.
По мнению аналитика, в целом в России перспективы у марки есть, но, возможно, потребуется открыть представительства и начать продажи в нескольких регионах, а на увеличение доли может уйти несколько месяцев.
По данным Автостата, продажи автомобилей МАЗ в Ростовской области в 2021 году по сравнению с 2020-м увеличились на 67,6% и составили 124 ед. В целом по России марка тоже существенно нарастила продажи — на 47,6%, до 5525 ед. В рейтинге топ-10 лидеров продаж в Ростовской области по итогам прошлого года МАЗ занимал 4-е место, уступая маркам «КамАЗ», «ГАЗ» и MAN. По итогам января — апреля этого года МАЗ поменялся местами с MAN и переместился на третью позицию, при этом продажи марки сократились на 26,8% — до 41 ед. В целом рынок грузовиков в Ростовской области за январь — апрель просел на 19,4%.