«Cупермаркеты востребованы и в поселках»
Волгодонская сеть продовольственных магазинов «Артемида» конкурирует с крупнейшей федеральной сетью не только в родном городе. Теперь, по словам собственника сети Александра Смольянинова, она начала активное развитие в сельских районах и готовит к открытию первый магазин за пределами области.
Волгодонская сеть «Артемида» в конце прошлой недели открыла свой 27-й магазин. Он расположен в пос. Орловском, по площади это самый крупный супермаркет в глубинке. Компания побила собственный рекорд, поставленный чуть более года назад. Сеть может развиваться даже в поселках, поскольку делает ставку на увеличение доли продаж самостоятельно произведенной или привезенной из-за рубежа продукции, а также товаров, закупленных без участия посредников. Как рассказал директор и собственник ООО «Артемида-Дон» Александр Смольянинов, в этом году его бизнес вырастет примерно на 20%.
N: — Почему решили открыть супермаркет в пос. Орловском?
А.С.: — 16 ноября мы открываем супермаркет общей площадью 1500 кв. м, торговой — 1100 кв. м в пос. Орловском. Численность населения поселка — 20 тыс. жителей, с учетом всего района — 43 тысячи. Это довольно много. Чуть более года назад мы открыли крупнейший на тот момент супермаркет в сельской местности. Это было в станице Романовской, где живет лишь 6 тыс. человек. После этого коттеджи там подорожали на 30%. Теперь в поселке другой уровень торговли. Магазин работает прибыльно, хотя его удельная выручка меньше, чем в Волгодонске. Поселок Орловский гораздо крупнее, этот район второй по уровню жизни в области после Аксайского. Там развиты фермерство и промышленность. Поэтому и новый объект крупнее предыдущего почти в 1,5 раза. Как-то несколько лет назад мы купили недострой в Цимлянске, из которого получился магазин площадью 400 кв. м. Оказалось, что он очень маленький для города с населением 15 тыс. человек. С тех пор мы поняли, что супермаркеты востребованы и в поселках. В Волгодонске мы уже построили почти все, что можно, поэтому осваиваем районные центры. Магазин в пос. Орловском — 27-й объект нашей сети.
N: — Какой объем инвестиций потребовался для открытия супермаркета?
А.С.: — Объем инвестиций в строительство и открытие магазина составил около 33 млн рублей, из них 70% — долгосрочный кредит банка «Возрождение». Само здание магазина двухэтажное, с большой парковкой, расположено в центре поселка, рядом с администрацией. Второй этаж — 300 кв. м — планируем сдавать в аренду.
N: — Кто ваши конкуренты в этом поселке?
А.С.: — Только магазины «Магнит», которые значительно меньше по площади. Там, где хорошо представлены наша сеть и «Магнит», третьему делать нечего. Например, в Волгодонске пытались работать и другие федеральные сети, но проработали недолго. Сейчас в Волгодонске помимо нас и «Магнита» работают волгоградская сеть «Радеж» и местная «Император», но их доли рынка незначительные, по нескольку процентов у каждого.
N: — Что будет примечательного в новом супермаркете?
А.С.: — Его ассортимент будет большим — 19 тыс. наименований продукции. Отличительной чертой супермаркета станет сильная кулинария, для этого мы пригласили на работу хороших поваров. Кроме того, в магазине будем выпекать традиционный и тандырный хлеб. Мы соревнуемся по качеству с известной татарской сетью супермаркетов домашней еды «Бахетле», где готовая еда составляет 40% товарооборота. В день открытия устроим выставку-дегустацию продукции, производимой в нашей компании. Покупатели должны знать, что эта продукция — самая вкусная.
N: — Много ли продукции производите самостоятельно?
А.С.: — Да. Всего в нашей сети 9 производственных цехов: фасовочный, мясной, по производству полуфабрикатов, засолочный, колбасный, мучной, кондитерский, рыбный и цех корейских салатов. Кроме того, у нас работает 15 кулинарий. Продукция этих цехов в основном реализуется в нашей розничной сети, небольшой ассортимент солений развозится нашими торговыми представителями по Ростовской области.
N: — Полтора года назад, когда «Артемида-Дон» занялась производством вяленой и копченой рыбы, а также фасовкой морской и речной рыбы, вы говорили о планах по расширению этого производства. Они реализовались?
А.С.: — Ассортимент рыбного цеха в этом году по сравнению с прошлым увеличился на 40%. У нас в городе самая вкусная сырокопченая селедка. Мы закупаем только цимлянскую свежую рыбу или океаническую с борта корабля в Норвегии, Ирландии, поэтому соотношение «цена-качество» у нас очень привлекательное. Объемы продаж тоже растут. В этом году мы начали торговать рыбой не только в своей сети, но и мелким оптом. К нам приезжают предприниматели из соседних районов, расположенных в радиусе 100 км. В месяц мелким оптом продаем на 3 млн рублей. Оборудование у нас хорошее, теперь работаем над повышением квалификации персонала. За год нам удалось улучшить работу в 2 раза. Мы вышли на производство 1,5 тонны рыбной продукции в день, а чтобы цех стал рентабельнее, надо удвоить объем производства.
N: — Раньше у вас были планы открыть цех овощного консервирования.
А.С.: — Мы поняли, что это нерентабельно. Однако этим летом мы начали закупать овощи в Волгодонском районе, пакуем их и отправляем на север до Мурманска, а на восток — до Красноярска. Если бы не дождливое лето, этот бизнес мог бы быть более масштабным. Мы отправили в другие регионы 3 млн тонн арбузов, из них 1 млн тонн — в Беларусь.
N: — До этого вы занимались только импортом овощей и фруктов. Нет ли планов экспортировать местную продукцию?
А.С.: — Пока наши производители еще неконкурентоспособны. Однако мы ведем переговоры в Польше о поставке туда раннего картофеля. Обычный картофель у них дешевле, а ранний — нет, из-за климата.
N: — Как развивается ваш импорт овощей и фруктов? Ранее вы говорили, что занимаете 75% этого рынка Ростовской области.
А.С.: — Это направление продолжаем развивать, хотя коллеги из Ростова поняли, что это очень выгодно. Конкуренция на рынке увеличилась. Тем не менее в зоне действия Южного таможенного управления мы занимаем второе место по растаможиванию овощей и фруктов после ЗАО «Тандер».
N: — После изменения правил ввоза импорта через Южное таможенное управление, происшедшего 28 октября, стало сложнее работать?
А.С.: — Стало хуже в том отношении, что мы теперь покупаем и книжки МДП, и страховку, т. е. наши затраты увеличились. А это все перекладывается на покупателя. Все-таки коррупция в нашем государстве идет вперед и побеждает, просто становится более тонкой и изощренной.
N: — В каком направлении развивается сейчас ваша сеть?
А.С.: — Как и раньше, работаем над увеличением доли прямых контрактов. На сегодня дистрибьюторы поставляют нам только алкоголь и слабоалкогольные напитки. Например, несколько лет назад молочную продукцию «Вимм-Билль-Данна» нам поставлял дистрибьютор. Мы долго пытались пробиться к руководству производителя. Нам это удалось. После заключения прямого контракта выручка от продажи этой продукции увеличилась на 230%. Доля собственного импорта и поставок от сельхозпроизводителей составляет 60% от выручки сети, еще 27% — доля собственного производства. На дистрибьюторов остается только 13%.
N: — Какова площадь магазинов вашей сети? Где будете открывать следующую точку?
А.С.: — Сейчас совокупная площадь магазинов «Артемиды» без учета нового составляет 17,5 тыс. кв. м. Следующий магазин планируем открыть уже в январе за пределами региона — в городе Котельниково Волгоградской области. Однако он расположен ближе к Волгодонску, чем к Волгограду. Его население — чуть более 20 тысяч человек. Этот город нам очень интересен, поскольку сейчас в Котельниковском районе ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» реализует крупный инвестиционный проект — строительство горно-обогатительного комбината на Гремячинском месторождении калийных солей. Мы в этот город попали случайно. Местные предприниматели, построившие здание магазина, сами пригласили нас открыть свой супермаркет на их площадке. Общая площадь магазина — 1479 кв. м, площадь торгового зала — 730 кв. м. Ассортимент — до 12 тыс. наименований.
N: — В дальнейшем планируете развиваться в Волгоградской области?
А.С.: — Нет. За пределами Ростовской области планов на развитие пока что нет. Сейчас мы ведем строительство одного магазина в Волгодонске, который собираемся открыть летом 2014 года. В процессе проектирования находится еще один объект в Волгодонске. В планах — открытие магазинов в Цимлянске, Зимовниках, Константиновске.
N: — Какова сейчас структура вашего бизнеса?
А.С.: — Примерно 85% доходов дает розничная торговля, около 10% — дистрибьюция, в основном по Ростовской области (продажа импортных и местных овощей и фруктов). В этом году мы опять открыли свои закупочные пункты в Абхазии, Молдавии. Они закрывались, т. к. иностранные партнеры не могли научиться выписывать декларации. В Молдавии сейчас получается самое лучшее соотношение «цена-качество» на яблоки. Возим их примерно по 8–10 машин в неделю. Польские яблоки в этом году подешевели, но из-за того, что мы покупаем в Молдавии непосредственно у фермеров, получается хорошая цена. Например, яблоки айдаред нам обходятся по 17 рублей за кг.
N: — В целом ваш бизнес растет?
А.С.: — По итогам 2013 года ожидаем увеличения выручки на уровне 18–20%. В первом полугодии рост выручки составлял 26%, во втором — около 15%. В начале года мы возили недорогое мясо из Белоруссии, у нас есть контракт с брестским мясокомбинатом. Однако российские чиновники запретили ввоз мяса из Белоруссии, ссылаясь на то, что там чума свиней. Однако чума свиней пришла в Гродненскую область из России, а в Брестской области никакой чумы нет. Это делается для того, чтобы российские производители свинины заработали больше. Однако Белоруссия и Россия составляют союзное государство, а во-вторых, страдают потребители. Конкуренция всегда улучшает работу производителей. Например, себестоимость свинины в Польше в 2 раза ниже, чем в России. Там используют такой же состав кормов, экологичность не хуже, чем у нас. Разница в цене связана с производительностью труда. У наших производителей и оборудование хуже, ну а лень — просто огромная.
N: — У вас каждый год такие темпы роста?
А.С.: — В этом году у нас выше темпы роста. Нам удалось улучшить качество работы, например доставку товаров. Теперь заканчиваем ее до 11 часов утра. Магазины с полным ассортиментом работают целый день. Если бы многие магазины не находились в жилых домах, могли бы завершать доставку до 7.00. Например, наша сеть продает около 80% пакетированного молока, реализуемого в Волгодонске. Группа компаний ALL делает для нас молоко под торговой маркой «За плетнем». Поставщик отгружает его нам после 12 ночи, на полки оно попадает до открытия магазинов. Если молоко остается на следующее утро, я наказываю директоров магазинов. Хотя у нас около 1000 наименований молочной продукции, молоко этой марки у нас всегда самое свежее.
В этом году у нас улучшилась работа кулинарии. Теперь мы продаем около 1,5 тыс. наименований готовой продукции, конечно, не каждый день одно и то же, а год назад было 800. Мы постоянно обучаем поваров. Мы приглашаем московских специалистов, чтобы они проводили у нас мастер-классы.
В каждом супермаркете мы продаем не теплый, а горячий хлеб температурой не менее 50 градусов. Такого практически ни у кого нет. Наш цех выпекает хлебобулочные изделия, которые продаются по всей сети. В этом году ассортимент только хлеба (без булок) расширился до 70 наименований. Кроме того, в 15 наиболее крупных магазинах есть собственные пекарни. Их продукция — это лакомство, до кассы покупатели обычно доносят уже полбулки.
N: — Есть ли у вас цель увеличить долю собственной продукции до 40% или 50%?
А.С.: — Это уже слишком много, но довести ее долю до 35% планируем.