Рискованные игрушки
В Ростове закрылся один из самых известных и старейших детских магазинов «Хобби-центр». Его место на Большой Садовой хотел занять конкурент, но передумал. Экономические условия пока не располагают сети детских магазинов к экспансии.
Участники рынка считают, что закрытие в Ростове «Хобби-центров» может быть следствием резкого скачка валютного курса в декабре 2014 года. Этот катаклизм уничтожил многих небольших игроков этого рынка, в том числе тех, кто работал по франшизе. Выжили только крупные сети и оптовые компании, которые сегодня делают ставку на развитие собственной розницы. Под брендом «Хобби-центр» у компании «Премьер-Тойс» работало до недавних пор 9 магазинов, в том числе 3 в Ростове.
Кликнуть для показа полной инфографики
Открывшийся в 1998 г. на Большой Садовой «Хобби-центр» был одним из первых в Ростове супермаркетов детских товаров. Качество предлагаемой им продукции было на очень высоком уровне, что признают сегодня даже опрошенные корреспондентом N конкуренты.
Компания стала быстро разрастаться в сеть. Апофеозом ее развития в 2005 году стал огромный «Хобби-центр» площадью 2300 квадратных метров в столице, в «МЕГА-Химки». Это был самый большой магазин в этом торговом центре.
— Региональным компаниям, которые приходят в Москву, нужно вкладывать много сил, чтобы доказать, что они способны работать на столичном рынке. Но я с уверенностью могу сказать: наш уровень работы как минимум не ниже, чем у московских компаний, — говорила тогда N коммерческий директор компании «Премьер» Ирина Троцан.
Два ведущих ростовских оператора рынка игрушек — «Катюша» и «Премьер» — с успехом стали завоевывать российский рынок.
При этом, как писал N, «Катюша» открывала свои магазины южнее Ростова, а ее конкурент осваивал север: Москву, Нижний Новгород.
Сегодня на сайте компании нет информации о ее присутствии в этих городах. Там указаны адреса шести краснодарских магазинов, трех ростовских. В Ростове кроме флагманского, закрывшегося в октябре, это «Вавилония» и Н2О. В этих торговых центрах корреспонденту N сказали, что магазины «Хобби-центр» там давно не работают.
О причинах закрытия своей сети в Ростове, судьбе магазинов в Краснодаре и планах в компании «Премьер-Тойс» пообещали рассказать, но не успели сделать это к моменту сдачи номера.
В объявлении на закрывшемся магазине компания сообщает о планах по переформатированию и переезду. В частности, указывается один новый магазин в ТЦ «Талер». На сайте этого торгового центра информация о «Хобби-центре» пока отсутствует.
Участники рынка говорят о том, что все они без исключения серьезно пострадали от курсовых шоков последних 8 лет. Оправившись от событий 2008 года, когда рубль резко спикировал вниз, торговый бизнес испытал еще больший по силе удар в декабре 2014-го. Доля импорта в ассортименте детских товаров значительна.
Один из лидеров местного рынка детских товаров Торговый дом «Катюша» заявляет, что в этом году компании удалось восстановить докризисный оборот в рублях.
Своим магазином на Большой Садовой совладелец «Катюши» Юрий Педченко доволен.
— Наш магазин на Садовой хорошо знают покупатели. В центре города довольно много платежеспособных и требовательных потребителей, у которых время от времени возникает потребность дарить детям подарки. При этом здесь мало приличных магазинов детских игрушек, — говорит он. — С «Хобби-центром» у нас разные весовые категории. У «Катюши» 30 магазинов по всему югу России. Здание магазина на Садовой у нас в собственности.
Что касается компании «Премьер-Тойс», то она в большей степени делала ставку на оптовое направление, открыв 9 собственных магазинов под брендом «Хобби-центр». Из информации на сайте следует, что эти магазины были нужны, чтобы «оценивать динамику спроса, определять лидеров продаж и создавать грамотные товарные предложения для клиентов».
По словам Юрия Педченко, когда он узнал о закрытии «Хобби-центра» на Садовой, у него появилась мысль открыть свой магазин на этом месте, но затем в компании решили, что им достаточно двух уже имеющихся магазинов на этой улице. Второй — на 4-м этаже ЦУМа.
— Сейчас не время расширяться, — рассуждает г-н Педченко. — Бизнес только стабилизировался после шока 2014 года. Компании удалось сохранить рублевую выручку, максимально сократить расходы, добившись положительной рентабельности. Для развития нужны кредиты, но ставки в 16% пока к этому не располагают.
Индивидуальный предприниматель, закрывший недавно свои детские магазины, которые развивал по франшизе, говорит, что ситуация на рынке в последние два года была предельно жесткой. К курсовым колебаниям прибавилось недобросовестное поведение владельца франшизы: невозможность возвратить бракованный товар, неэффективная ассортиментная политика и прочее.
— Курсовые колебания смогли выдержать только крупные сети, такие как «Детский мир», «Леонардо», «Катюша». Последнюю также поддержало то, что у нее есть магазины в городах черноморского побережья, что позволяет сглаживать сезонность в торговле, — рассказывает пожелавший сохранить инкогнито предприниматель. — В последние годы многие оптовики, например такие как «Сакс», «Детская сказка», начали развивать собственную розницу. Это, разумеется, ухудшило конкурентные условия для малого бизнеса, который работает на этом рынке.
По наблюдениям N, лидерами по количеству магазинов на территории Ростовской области являются сети «Детский мир», «Катюша» и «Детская сказка» (см. инфографику). При этом представители торговли в один голос говорят о низких темпах импортозамещения в части детских товаров. Большая часть качественных, да и некачественных, детских товаров импортируется.
Приведенная ниже выдержка из правительственной «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» как нельзя лучше объясняет тот факт, что при сохраняющейся нестабильности мировой экономики и политики торговля детскими товарами по-прежнему будет находиться в зоне повышенного риска: «В России практически отсутствуют предприятия, имеющие полный цикл изготовления продукции. Наблюдается слабая отечественная сырьевая база и дороговизна импортных расходных материалов. Многие предприятия организовывают производство своей продукции за пределами Российской Федерации, преимущественно в странах Центральной и Восточной Азии, где создана вся необходимая инфраструктура и хорошо развиты смежные рынки, таким образом, даже для небольшой фирмы имеется возможность организации производства широкого ассортимента продукции в предельно короткие сроки в необходимом качестве и объеме».