Чисто ростовский бар становится московским
Ростовская группа компаний «Ростов family», сооснователем которой является бизнесмен и экс-мэр Шахт Денис Станиславов, проводит ребрендинг своего ресторана в Москве: «Шамайка House» сменит имя на «Чисто ростовский бар», группа собирается открыть еще 2 ресторана под этой вывеской в столице. В Ростове развиваться не планирует.
ГК «Ростов family» планирует развивать сеть под новым названием, поскольку оно более понятно гостям. Ожидается, что ребрендинг увеличит выручку примерно на 50%. В следующем году планируется открыть еще 2 заведения в Москве, доведя их количество до 4.
Ресторан ГК «Ростов family» в Москве на улице Краснопролетарской (рядом с Садовым кольцом) сменило название с «Шамайка House» на «Чисто ростовский бар», сейчас в ресторане завершаются внутренние оформительские работы.
— Насколько в Ростове прижилось название «Шамайка House» и сделалось культовым, настолько в Москве оно просто растворилось, — пояснил принятое решение руководитель ГК «Ростов family» Денис Станиславов. — Люди не понимали, что это. Проработав более двух лет, мы сталкивались с довольными гостями, которые раньше думали, что это магазин верхней одежды или рыбный гастроном. Соответственно, когда мы открыли второе заведение, на Патриарших прудах, и назвали его «Чисто ростовский бар», пошел наплыв гостей, с первых дней мы столкнулись с полной посадкой. По этой причине мы решили сменить название «Шамайка House» на «Чисто ростовский бар» и тиражировать новую сетку. Кроме того, сделаем ребрендинг, используя в оформлении более светлые тона, южные растения и т. д. За счет проделанных изменений планируем на 50% увеличить выручку заведения. Я бы назвал это брендовой локацией, чтобы было понятно, откуда мы родом, — подвел итог ресторатор.
С точки зрения формата «Шамайка House» — пивной ресторан с ростовской кухней, «Чисто ростовский бар» акцентирован на коктейли, легкие закуски, в баре работает диджей. В Москве рестораны объединены в один формат, поскольку коктейли в столице популярны, но с преобладанием пивного направления.
По словам Дениса Станиславова, ребрендинг заведения на 150 посадочных мест обошелся в сумму около 5 млн рублей, открытие такого заведения в столице обходится в 20-25 млн рублей, в зависимости от уровня подготовки помещения для этих целей.
Сейчас у ростовчан два заведения в Ростове («Шамайка House» и «Чисто ростовский бар») и два в Москве, на следующий год они планируют открыть в столице еще два.
— Тиражироваться мы будем в Москве, потому что в Ростове это намного сложнее, — отметил ресторатор.
ГК «Ростов family» начала развивать сеть своих заведений в Москве в 2020 году, который был тяжелым для рестораторов всей страны из-за ограничений в связи с пандемией ковида. Тогда Денис Станиславов говорил, что, несмотря на то что в Москве тоже действуют ограничения, «мэрия Москвы в отличие от правительства Ростовской области «воспитывает» малый бизнес не с такой пролетарской ненавистью». Он называл препятствие для развития в Ростове: конкуренция среди рестораторов не снижается, так как сокращается количество людей, которые могут себе позволить поход в ресторан. Причем последнее происходит гораздо быстрее. «Если у нас пойдут хорошо дела в Москве, новые проекты в Ростове затевать не будем», — говорил он.
— Я рад за Дениса, он делает очень правильно, — говорит ростовский ресторатор Максим Коган («Бразилия», «Понтон», Coffeshop company). — Объем инвестиций в открытие ресторана в Ростове и в Москве примерно один и тот же. А учитывая то, что половину декораций, мебели и всего остального мы везем из Москвы, то получается, что открывать в Москве даже дешевле. Рынок аренды там большой и проще добиться справедливой цены. Надзорные процессы в Москве, по моим наблюдениям и наблюдениям моих коллег, проходят проще. При всем этом покупательная способность в Москве на порядок выше, и ресторанная культура там развита больше. К примеру, многие москвичи завтракают и обедают в ресторанах в отличие от ростовчан, которые предпочитают питаться дома. В итоге у ресторана в Москве дневная выручка сопоставима с хорошей месячной выручкой ростовского заведения.
Алексей Заяц, гендиректор ООО «Управляющая компания “Рестпрофи”» (сети «Питькофе» и Mama Donna), считает, что все не так однозначно:
— Конечно, уровень зарплат и уровень жизни в Москве выше, чем в регионах, в том числе и в Ростове. Поэтому, наверное, в столице развитие ресторанного проекта приносит больший доход, если, конечно, у вас правильный формат и правильное местоположение. Но нужно учитывать и фактор конкуренции, которая в Москве очень высока. Поэтому я бы не говорил, что в Москве вести бизнес однозначно выгоднее, чем в Ростове. Хороший формат в Ростове найдет свою аудиторию.
Как отметил Денис Станиславов, политические и экономические события, происходящие в стране, на бизнес повлияли несущественно.
— Смутное время на нас сказалось минимально, потому что мы работаем для простого люда, — рассказал Денис Станиславов. — Когда многие рванули в Грузию и Казахстан, наших гостей в этом потоке почти не было. Конечно, в те месяцы просадка в выручке все-таки была, примерно 10-15%.
Ростовские рестораторы видят ситуацию более сложной:
— Со второй половины октября в будние дни мы отмечаем снижение посещаемости. Это не только наши наблюдения — судя по данным профессиональных сообществ, такая картина и в Москве, и по всей России, — говорит Алексей Заяц. — Выручка в будни просела достаточно сильно. В зависимости от формата — от 10% до 50%. Это приводит к снижению выручки в целом, хотя в выходные заведения пока работают нормально. Если сравнивать с доковидными временами, в ноябре всегда наблюдалось некоторое снижение выручки по отношению к октябрю, поскольку в это время заканчивают работать летние площадки. Но в этом году снижение гораздо больше, чем в 2019 году. Причина, думаю, в совокупности факторов. Текущая политическая и экономическая ситуация не добавляет оптимизма. Люди начинают экономить, т. к. инфляция в этом году высокая, это отражается на покупательной способности. А когда люди экономят, то в первую очередь урезают расходы на развлечения, в том числе на походы в рестораны. Не так давно мне попалось на глаза исследование, где сообщалось, что люди в первую очередь экономят на общественном питании, потом на покупке одежде, затем на путешествиях. Меньше всего экономят на алкоголе, вот такая грустная статистика.
— Ростовский общепит сегодня находится в глубокой депрессии, — считает Максим Коган. — Последние годы для нас были очень сложными. Вначале — из-за ограничений, связанных с пандемией. В этом году людям не до ресторанов. Когда я общаюсь с друзьями из-за Урала, они не понимают причин, приходится объяснять, что мы живем на границе с ДНР и ЛНР, рядом проходит СВО, во многих семьях есть кто-то, кто находится там. Психологическое состояние людей довольно подавленное. Но мы продолжаем верить, что хорошие времена настанут. Ростов станет одним из центров восстановительных процессов. Откроют аэропорт, и сюда поедут инженеры, строители, прочие специалисты. Платов наконец-то снова станет хабом, лично я на это очень рассчитываю, т.к. там у меня два ресторана вынужденно простаивают. При этом госпомощь аэропортам есть, авиакомпаниям есть, а те, кто строят свой бизнес внутри аэропорта, остались без помощи.