Дом с доставкой
Компания «КОМЗ-Экспорт», известная выпуском бетономешалок под брендом Tigarbo, наладила производство мини-домов для баз отдыха и дач. Они не требуют сборки и доставляются заказчику на указанный им участок. Таких предложений на рынке еще нет.
Производитель спецтехники «КОМЗ-Экспорт» из Каменск-Шахтинского продал первые мини-дома и садовые беседки, вложив в запуск этого производства порядка 30 млн рублей. Продукция предназначена для баз отдыха, загородных участков, парковых зон. Дома поставляются с мебелью и сантехникой, соответствуя принципу «заходи и живи». Эксперт полагает, что рынок таких предложений будет развиваться, ломая устоявшиеся стереотипы.
Как рассказал корреспонденту N генеральный директор ЗАО «КОМЗ-Экспорт» Гарик Арушанов, мини-дома с доставкой в России никто не продает, поэтому и конкурентов у его компании, которая приступила недавно к их производству, пока нет.
Российский рынок домов быстрого возведения предлагает в основном каркасные и модульные дома, которые собираются на участке за одну-две недели, а то и за несколько дней. Для возведения такого дома нужно затеять строительство, подготовить участок, сделать фундамент и таким образом привязать дом к земле.
Преимущество конструкций, производимых ЗАО «КОМЗ-Экспорт», заключается в том, что они не требуют подготовки фундамента, для установки достаточно ровной площадки. Мини-дом и беседку можно поднять грузоподъемной техникой, перевезти на дальние расстояния или передвинуть на участке.
— Производством подобных вещей славятся финны. На российском рынке такой продукции не существует. Я думаю, она будет пользоваться спросом. Это не стационарный объект. Например, если есть какая-то зеленая территория в лесу, можно купить несколько домиков, установить их, и вот уже готова мини база-отдыха, — говорит Гарик Арушанов.
«КОМЗ-Экспорт» не единственная российская компания, которая решила занять свободную нишу. В марте этого года петербургский конструктор и руководитель научно-производственного объединения «Кон-Тики» Максим Майоров заявил, что спроектировал автономный дом для временного проживания, который можно поставить где угодно. Для отопления и подогрева воды в домике используется дизельный котёл. Электроснабжение обеспечивает бортовая электростанция на аккумуляторах с периодической подзарядкой дизельным генератором и, опционально для южных климатических регионов, солнечными панелями на крыше. В подпольном пространстве размещены резервуары для чистой воды и сточных вод емкостью 4 кубометра каждый.
— Эту футуристичную дачу не надо строить, для нее не нужно покупать участок. Можно просто приехать в живописное место и собрать вдвоем за полдня. Разбирать домик можно сколько угодно раз — отделка и коммуникации при этом не пострадают. Вы можете приехать в красивое место, например на озеро, и поставить домик на берегу или даже в воде — на мелководье. Поскольку домик без фундамента, он не повреждает почву и не относится к объектам недвижимости — согласовывать ничего не нужно, — рассказывает руководитель НПО «Кон-Тики» Максим Майоров.
Проектами «Кон-Тики» заинтересовались рестораторы. Компания серийно производит панорамные рестораны площадью 600 м2. Дома же сейчас можно увидеть только на рисунке, они пока остаются проектом.
Управляющий партнер АН «Парус» Максим Хмель считает проекты по производству автономных домов перспективными и говорит, что спрос на них в ближайшие несколько лет вырастет:
— Российский рынок домов быстрого возведения сейчас находится в зачаточном состоянии. Я не наблюдаю большой конкуренции и вала предложений. Россия в этом плане находится в подростковом возрасте. В дореволюционные и советские времена частные дома строились по принципу «слепили из того, что было». В советское время строили одинаково, старались особо не выделяться. 1990-е годы — это период замкостроительства. В 2000-е все хотели удивить архитектурной идеей. Сейчас наступает период утилитарного подхода к домостроению. Люди устают жить в многоэтажных коробках, хотят на землю.
При этом специалисты отмечают, что россияне в большинстве своем сегодня опасаются покупать быстро возводимые дома и относятся к ним с недоверием. Люди боятся, что дом сгорит или сломается, говорит директор компании «Юг-Дом» Евгений Чиркин.
Максим Хмель отмечает, что россияне строят по принципу «мой дом — моя крепость»:
— В стране есть определенный момент недоверия. Дома каркасного типа называют карточными домиками. Вспоминают сказку про трех поросят. Это вопрос психологии. У нас фактически не сформирован рынок автодомов и модульного строительства. Этот сегмент рынка в ближайшие годы будет развиваться, особенно если в этом направлении начнет работать шеринговая система. Это может стать новой формой недвижимости.
По словам риелтора, автономные дома могут быть интересны предпринимателям, которые хотят создать бизнес в сфере туризма, и молодым семьям.
Хмель отмечает, что такие дома позволяют придумывать достаточно интересные бизнес-решения:
— У одного моего клиента есть остров на Дону. Сам он инвестировать в него не хочет, но готов отдать в управление. Чтобы управляющему не закапывать в чужую землю свои деньги, можно поставить такие домики и сдавать в аренду. В случае выхода из проекта их можно погрузить на баржу и перевезти в другое место или просто продать. Такая идея может быть реализована на любом арендованном земельном участке.
«КОМЗ-Экспорт», по словам Гарика Арушанова, инвестировал в производство мини-домов порядка 30 млн рублей. За полгода предприятие успело построить около 20 мини-домов премиум-класса и 10 беседок.
— Дома очень удобные. Они полностью укомплектованы. Мы оборудуем их телевизором, мебелью, системами холодного и горячего водоснабжения, кондиционирования. Они утеплены каменной ватой, поэтому их можно эксплуатировать и зимой, — рассказал корреспонденту N Гарик Арушанов.
Несколько домов и мини-беседок уже купили клиенты из Ростовской области. Заинтересованность проявила база отдыха в Польше, но перевозка готового дома в страны дальнего зарубежья стоит дорого, поэтому в компании думают о том, чтобы наладить сборку за рубежом.
— Сейчас мы все просчитываем и делаем деталировку. Возможно, будем отправлять туда комплектующие, бригада специалистов будет выезжать и собирать дома на месте, — говорит предприниматель.
Окупаемость проекта, по мнению Гарика Арушанова, зависит от того, удастся ли компании наладить площадки для удаленной сборки.
Все комплектующие «КОМЗ-Экспорт» производит самостоятельно. Беседки сделаны из алюминия и пластика, а домики — из дерева, мягкой черепицы и стали.
Стоимость одного дома начинается от 600 тысяч рублей, беседки стоят 150-200 тысяч. 600 тысяч рублей риелтор считает оптимальной ценой для полностью укомплектованного мебелью и оборудованием автономного дома. Стоимость строительства каркасного дома варьируется от 7 до 20 тысяч рублей за квадратный метр. Некоторые компании обещают произвести мини-дом за сумму в пределах 200 тысяч, однако не всегда эта цена будет окончательной. Здесь есть свои подводные камни. Как рассказала N менеджер одной из фирм, строительство небольшого каркасного дома площадью 25 метров может обойтись заказчику, как строительство 100-метрового. Некоторые сетевые компании, производящие сборку каркасных домов по всей стране, имеют производство только в одном городе. Чтобы возвести дом, нужно отправить на участок бригаду рабочих и доставить комплектующие. Доходов от производства мини-дома не хватит, чтобы оплатить сборщикам дорогу и работу, поэтому заказчику придется либо согласиться на сильное повышение цены, либо ждать, пока у фирмы появятся еще хотя бы два клиента в его городе.
«КОМЗ-Экспорт» известен в первую очередь своими бетономешалками Tigarbo. Как рассказал корреспонденту N Гарик Арушанов, с 2014 года объем их производства упал в 10 раз из-за нестабильной экономической ситуации и нежелания застройщиков вкладывать деньги в долгосрочную перспективу.
По данным «СПАРК Интерфакс», с 2012 по 2017 годы выручка «КОМЗ-Экспорта» сократилась с 1,3 до 0,49 млрд рублей.
— Для того чтобы восстановиться и диверсифицировать риски, мы стали производить новые виды продукции, — говорит Гарик Арушанов.
Компания, по наблюдениям N, постоянно находится в поиске новых рыночных ниш, быстро осваивая производство самых разных, порой неожиданных видов продукции. После бетоновозов это были речные моторные катамараны. В прошлом году «КОМЗ-Экспорт» запустил производство электрокаров, планируя выпускать до 150 машин в год. Продукция, по словам г-на Арушанова, пользуется популярностью, и в 2018 году финансовая ситуация на предприятии изменилась к лучшему.