В блоге нашел франшизу
Таганрогский предприниматель открывает партнерскую пиццерию, вдохновившись интернет-дневником создателя бизнеса.
До конца года в Таганроге откроется пиццерия «Додо Пицца» по франшизе сыктывкарского бизнесмена Федора Овчинникова, героя книги «И ботаники делают бизнес» и автора блога «Сила Ума». Франчайзи Денис Гринев оставил должность директора по продажам транснациональной Henkel в Украине и Молдавии, чтобы заняться собственным бизнесом. Франшиза обойдется ему более чем в 6,5 млн рублей. В течение 1,5 года Денис Гринев планирует открыть еще 2–3 пиццерии в городе. По оценкам экспертов «РБК.Research», рынок фастфуда в России растет в среднем на 24–28% ежегодно. В декабре предприниматель Денис Гринев откроет в центре Таганрога пиццерию по франшизе «Додо Пицца». По его подсчетам, пиццерия окупится в течение 1,5–2 лет. Помещение в 350 кв. м он арендует. Зал рассчитан примерно на 60 мест. Общие инвестиции в открытие — более 6,5 млн рублей. Средний чек в сыктывкарской пиццерии, по словам г-на Гринева, составляет 500 рублей. Каким он будет в Таганроге, он пока затруднился сказать. Дениса Гринева привлекли во франшизе личность и подход основателя бизнеса — Федора Овчинникова, героя интернет-бестселлера 2011 года «И ботаники делают бизнес»:
— Я узнал, что он строит бизнес «Додо Пицца» по системе франчайзинга, из его блога «Сила Ума». Федор так подробно и максимально открыто описывал в нем свои приключения: начало, развитие и закрытие книжного бизнеса, а потом и создание «Додо Пиццы» с нуля, что мне захотелось стать его партнером. К тому же рынок общественного питания достаточно большой и динамично развивающийся, есть возможность для продуктивной конкуренции. В «Додо Пицце» все заточено на сервис, а с ним у нас в стране большие проблемы.
После 12 лет строительства корпоративной карьеры в нескольких транснациональных компаниях таганрожец Денис Гринев задумался о планах на будущее. Уйти с должности директора по продажам Henkel в Украине и Молдавии он решил, когда понял, что больше не получает удовольствия от работы и пора двигаться дальше: открывать свое дело.
— Я хотел заняться масштабируемым бизнесом, в моей прошлой деятельности мне нравилась работа с большими потребительскими рынками, — говорит он.
В течение 1,5 года г-н Гринев собирается открыть еще 2–3 пиццерии в Таганроге, потом, возможно, зайти в Ростов. Такая последовательность обусловлена тем, что бизнес-модель «Додо Пиццы» опробована пока на небольших городах (до 250 тыс. человек), т. к. одна из основных идей — доставка в течение часа, если ресторан не успевает, клиент получает сертификат на бесплатную пиццу. Конкуренцию в Таганроге Денис Гринев называет «не особо сильной». Преимуществом «Додо Пиццы» на своем рынке он считает собственную облачную IT-систему, позволяющую среди прочего видеть, сколько времени затрачивается на каждую операцию всеми сотрудниками, и корректировать результат.
— У каждого на кухне над рабочим столом есть iPad, на нем высвечивается заказ: сотрудник раскатал заготовку — передает ее другому, нажимает кнопку, сообщая о том, что свою операцию закончил, следующий начиняет пиццу и тоже сообщает об этом. В итоге в зале на экране высвечивается, например, «Костя, пицца Вегетарианская». Каждый, кто открывает такую пиццерию, получает доступ к этой системе, все видят показатели пиццерий друг друга, за продажами можно следить в режиме онлайн, — говорит г-н Гринев.
Все франчайзи «Додо Пиццы» проходят обязательную месячную стажировку в сыктывкарской пиццерии. По словам Дениса Гринева, он работал по 8 часов 6 дней в неделю. Лекции по управлению и маркетингу совмещались с уборкой и готовкой.
— В моем случае мыть полы и стулья, учиться у студентов было проверкой на прочность. Зато теперь знаю, как работает пиццерия: как соблюдается чистота, как заготавливаются ингредиенты, как правильно складируются и хранятся продукты. Я хотел это пройти, я не верю в бизнес, который делается без знания всей его изнанки.
За этот месяц Денис Гринев увидел еще несколько плюсов в бизнесе: строжайшее соблюдение санитарных норм («за смену я мыл и дезинфицировал руки раз 20»), дисциплину и отсутствие строгой иерархии, иную корпоративную культуру — когда нужно, все, включая директора ресторана, становятся и работают на кухне.
Основное продвижение таганрогской пиццерии будет идти в соцсетях. Ключевой аудиторией Денис Гринев называет людей от 16 до 30, завсегдатаев «ВКонтакте». До открытия заведения франчайзи планирует вести в собственной группе дневник ремонта помещения «Додо Пиццы».
В 2012 году оборот двух собственных ресторанов «Додо Пиццы» в Сыктывкаре составил 44,1 млн рублей, следует из данных блога «Сила Ума». В России работают еще пять «Додо Пицц» по франшизе.
Управляющий партнер ГК Nechaev Group Максим Коган (развивает сети «Ассорти», «Колхоз» и др.) считает, что в Таганроге для областного города достаточно много игроков, рынок общественного питания насыщен. Он усомнился в том, что проект «Додо Пицца» сможет завоевать значительную долю рынка и выйти в Ростов. По его мнению, формат пиццерий неинтересен, люди хотят видеть в меню блюда из кухонь разных стран мира.
Ресторатор Игорь Дорошенко (сети «Добрый Эль» и «Американ Эль Пицца») считает, что формат может быть востребован, т. к. доля фастфуда на рынке растет, и если продукт будет качественным, он привлечет потребителей.
В 2012 году объем рынка быстрого питания в России, по оценкам экспертов «РБК.Research», составил 207 млрд руб. Он занимает около 20% от всего оборота общественного питания. Рынок ресторанов быстрого питания растет в среднем на 24–28% ежегодно, пиццерии занимают 5,8% от всего рынка сетей общественного питания на I квартал 2013 года, говорится в исследовании «РБК.Research».
Сейчас в Таганроге в формате пиццерии работает «Коко-пицца».