Сбербанк спасает ТагАЗ от банкротства
Сбербанк профинансирует восстановление производства на ТагАЗе через Южную автомобильную группу (ЮАГ, «дочка» Сбербанка). Уже в марте ЮАГ получит кредит Сбербанка и начнет закупать машинокомплекты в Китае для сборки на Таганрогском автозаводе по договору подряда. В 2013 году объем заказа составит 17,6 тыс. автомобилей Chery Tiggo и Vortex Estina. Договоренность со Сбербанком помогла ТагАЗу, задолжавшему 25,8 млрд рублей, избежать банкротства и распродажи активов по частям.
На прошлой неделе Арбитражный суд Ростовской области ввел на ТагАЗе внешнее управление, задача которого — восстановить платежеспособность предприятия. Если сотрудничество Сбербанка с ТагАЗом будет развиваться успешно, партнеры планируют увеличение загрузки мощностей ТагАЗа до 60 тыс. авто. Помимо этого ТагАЗ намеревается запустить серийное производство собственной модели Aquilа. Введение на ТагАЗе процедуры внешнего управления позволит привлекать и других партнеров. Предприятие ведет переговоры о размещении заказов с ЗАО «Крайслер РУС» и др. По мнению аналитика, рынок бюджетных авто, на которых специализируется ТагАЗ, растет, предложение завода, скорее всего, будет востребовано. Схема стратегического партнерства Сбербанка России и ТагАЗа
ТагАЗ договорился со своим крупнейшим кредитором — Сбербанком — о стратегическом партнерстве, сообщили представители ТагАЗа и Южной автомобильной группы на минувшей неделе в ходе слушания дела о банкротстве завода. Согласно договоренности, Сбербанк прокредитует ЮАГ, которая закупит машинокомплекты у китайского автопроизводителя «Чери» и разместит заказ на производство автомобилей на ТагАЗе.
— ЮАГ была создана для финансирования производственного процесса на ТагАЗе, — заявила в суде г-жа Кравцова, представитель ЮАГ. — ЮАГ уже достигла договоренности с китайским производителем «Чери» о поставках машинокомплектов и заключила договор подряда с Таганрогским автозаводом о производстве автомобилей из них. Как было объявлено в суде, ЮАГ, «Чери» и ТагАЗ договорились о том, что в 2013 году на таганрогском заводе будет произведено 17,6 тыс. авто, в 2014-м — 18,6 тыс. автомобилей «Чери» двух моделей — внедорожника Tiggo и седана Chery Fora. У ТагАЗа уже есть опыт их сборки, в частности Chery Fora собирали на ТагАЗе под брендом Vortex Estina.
— Если договоренности будут соблюдаться, ЮАГ готова увеличить объемы заказов до 60 тыс. автомобилей в год, в том числе за счет новых моделей «Чери», — заявила в ходе заседания г-жа Тищенко, замгендиректора по экономике и финансам ООО «ТагАЗ».
Помимо этого ТагАЗ собирается развивать производство собственной модели Aquilа. Как заявил в суде гендиректор ТагАЗа Сергей Заец, ее продажи начались 15 марта. Согласно уточнениям, предоставленным г-жой Тищенко, получено свыше 1,5 тыс. предварительных заказов.
Наличие стратегического партнера позволит наладить работу и с другими заказчиками. Представители ТагАЗа уточнили, что предприятие ведет переговоры о размещении заказов с ЗАО «Крайслер РУС», ООО «Джон Дир Русь», АК «Богдан Моторс», ЗАО «ИРИТО».
— Компания «Крайслер» провела технический аудит нашего производства, — отметила г-жа Тищенко. — Они дали оценку: 95% пусконаладки. Потребуется 5% доводки, и они готовы начать производство. К нам приезжала большая группа специалистов, которые уточняли схему локализации. Идут переговоры о крупноузловой сборке внедорожников Grand Cherokee и Jeep.
Всего, по сообщению представителей ТагАЗа, на предприятии планируется собрать от 55,5 тыс. единиц автомобилей за 9 месяцев 2013 года до 254,3 тыс. в 2019 году. По расчетам завода, за период с 2015 по 2019 гг. предприятие получит чистую прибыль в размере 19,7 млрд рублей, которая будет направлена на погашение кредиторской задолженности.
ООО «ТагАЗ» подало заявление о банкротстве весной 2012 года, на прошлой неделе в суде арбитражный управляющий Эдуард Шахкулов огласил результаты процедуры банкротства — наблюдения. По его данным, задолженность ТагАЗа составляет 25,8 млрд рублей. Дебиторская задолженность — более 5 млрд рублей, однако взыскать ее нереально.
Проанализировав деятельность ТагАЗа за последние три года, г-н Шахкулов сделал вывод, что предприятие неплатежеспособно и не в состоянии вести производственную деятельность за счет собственных средств. Его мощности (около 300 тыс. авто в год) в лучшие годы использовались на 30%, но в 2012 году были загружены примерно на 3%.
Тем не менее арбитражный управляющий предложил суду не спешить признавать ТагАЗ банкротом, а ввести на нем внешнее управление — процедуру восстановления платежеспособности. Делая это предложение, он сослался, в частности, на то, что ТагАЗ получил заверения правительства РО в готовности оказывать содействие, большинство крупных кредиторов тоже проявили заинтересованность в сохранении деятельности предприятия. Кроме того, ЮАГ и «Крайслер» направили письма в адрес ТагАЗа, в которых подтвердили свое желание загрузить его мощности.
На минувшей неделе связаться с представителями ЗАО «Крайслер РУС» не удалось.
Г-н Шахкулов отметил, что стабилизация ситуации на ТагАЗе возможна в течение 2 лет, а полная выплата долгов — в течение 8 лет.
По закону период восстановления платежеспособности не должен превышать двух лет. Однако представители ТагАЗа заверили суд, что достигли договоренности с большинством кредиторов о том, что заключат с ними мировое соглашение о реструктуризации долгов после того, как восстановят производство.
— На сегодняшний день нет экономической целесообразности во введении конкурсного производства и продаже предприятия по частям, это позволит лишь незначительно удовлетворить требования залоговых кредиторов. Основная же часть задолженности погашена не будет, — заявила представитель ТагАЗа Наталья Ковалева. — Восстановление же производства позволит снизить задолженность и подписать мировое соглашение с кредиторами. Как уточнила представитель ЮАГ, в течение месяца после принятия решения суда планируется начать финансирование производства на ТагАЗе.
Суд принял предложение ТагАЗа и арбитражного управляющего и ввел на предприятии внешнее управление сроком на 18 месяцев.
— В прошлом году рынок вышел на докризисные объемы: было продано 2,8 млн легковых автомобилей — чуть больше, чем в 2008 году, — отмечает заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — И пока мы не видим предпосылок для серьезного роста в дальнейшем, скорее всего, в 2013 году рынок останется на прежнем уровне либо вырастет не более чем на 3–5%. При этом конкуренция на рынке усиливается — все участники планируют расширять продажи. Покупатель становится более требовательным и разборчивым, устаревшие модели продаются уже не так хорошо. С другой стороны, мы предполагаем, что быстрее рынка будут расти сегменты кроссоверов/внедорожников и бюджетных авто. ТагАЗ сможет наращивать объемы, если будет предлагать низкую цену на китайские авто и джипы «Крайслера». Что касается перспектив продаж Aquilа, то это узконишевый автомобиль, есть небольшое количество людей, которым нравятся недорогие спортивные машины. В случае с этой моделью ТагАЗу предстоит нащупать цену, которая, с одной стороны, обеспечит хорошие продажи и в то же время даст возможность заводу зарабатывать.