Крупные дорожники столкнулись на Западной хорде
ГСК «Дон» Алексея Кнышова оспаривает результаты 5 аукционов, проведенных региональным минтрансом на общую сумму 11,3 млрд рублей. В ходе этих закупок были выбраны подрядчики на строительство автодороги «Западная хорда». Победитель 4 из этих аукционов — крупный дорожный подрядчик «Т-Транс» заявляет, что победа в двух аукционах была одержана в честной борьбе с «Донаэродорстроем», а на два других конкурент не подавал заявку.
АО «Донаэродорстрой» (входит в ГСК «Дон») обратилось с исками в арбитражный суд и с жалобами в УФАС на условия проведения 5 аукционов на строительство Западной хорды, антимонопольная служба уже отменила результаты 3 из 5 оспариваемых торгов. Победителями этих аукционов стали ростовские компании «Т-Транс» и «Ростовавтодорстрой». На минувшей неделе «Т-Транс» тоже обратился в суд с требованием отменить решение антимонопольной службы.
АО «Донаэродорстрой», входящее в ГСК «Дон» Алексея Кнышова, добивается в арбитражном суде отмены результатов 5 из 8 аукционов на заключение контрактов для строительства автодороги «Западная хорда», которые к концу прошлой недели провел региональный минтранс. Победителями всех аукционов стали ростовские компании «Т-Транс» и «Ростовавтодорстрой». Общая сумма 8 контрактов — 21,2 млрд рублей. «Донаэродорстрой» оспаривает 5 контрактов на сумму более 11,3 млрд рублей.
Как следует из материалов картотеки арбитражных дел, «Донаэродорстрой» попытался добиться судебного запрета областному минтрансу заключать контракты по 5 оспариваемым аукционам, однако суд ему отказал. В то же время компании удалось одержать в споре из-за дорожных контрактов промежуточную победу. Помимо исков в суд «Донаэродорстрой» подал жалобы в УФАС. По результатам их рассмотрения антимонопольщики отменили результаты трех из пяти оспариваемых аукционов (с контрактами на общую сумму 5,6 млрд рублей).
На просьбу N сообщить о сути претензий по всем 5 искам в пресс-службе ГСК «Дон» ответили: «Все изложено в решении УФАС, жалоба рассмотрена, работу «органов» не комментируем. Сейчас влиять на процесс некорректно, он в стадии рассмотрения».
Как следует из материалов УФАС, «Донаэродорстрой» во всех трех случаях пожаловался, что на этапе сбора заявок разъяснения от заказчика по поводу аукционной документации поступали не вовремя или вовсе не были даны. Кроме того, у компании были претензии к описаниям объектов закупки. УФАС во всех трех случаях провел внеплановую проверку и нашел нарушения. В частности, ведомство обнаружило, что в материалах закупок указаны противоречивые сведения по объему и срокам финансирования, графики выполнения работ составлены с нарушениями, проектная документация представлена не в полном объеме. В итоге антимонопольная служба приняла решение об отмене торгов, потребовала от регионального минтранса устранить нарушения и провести торги заново. Как сообщили N в минтрансе, срок устранения замечаний УФАС — до 2 декабря.
На минувшей неделе некоторые СМИ сообщили, что одним из выявленных нарушений было обязательство минтранса предоставить 90%-ное авансирование работ, однако это не так. Как следует из материалов УФАС, авансирование в таком размере действительно предусмотрено, однако это не является нарушением.
«Т-Транс» не согласился с решением УФАС об отмене аукционов и подал на прошлой неделе к минтрансу и УФАС 3 иска с требованиями отменить решения антимонопольной службы и оставить результаты аукционов в силе.
— Полагаем решения ФАС незаконными, в связи с чем 21 ноября 2022 года подали соответствующие заявления в арбитражный суд, — сообщил N директор «Т-Транса» Николай Селезнев. Комментируя 5 исков «Донаэродорстроя», он отметил:
— Считаем, что ООО «Т-Транс» одержало победу в честной борьбе, допустив падение цены на двух аукционах на 14 процентов при торгах с АО «Донаэродорстрой». На два лота АО «Донаэродорстрой» заявки не подавало. Экономия в результате торгов составила около 1 млрд рублей. После торгов АО «Донаэродорстрой» обратилось в суд. Думаем, что суд полно и всесторонне разберется с обстоятельствами дел и даст им надлежащую правовую оценку.
В ООО «Ростовавтодорстрой» на запрос N не ответили.
В мае в интервью N директор ООО «Ростовавтодорстрой» Владислав Максименко говорил, что ситуация в отрасли дорожного строительства сложилась непростая:
— Теперь мы более осторожно подходим к участию в тендерах, тщательнее просчитываем экономику. Раньше в первом полугодии, которое всегда убыточно, мы жили за счет кредитных ресурсов. Сейчас мы не можем себе этого позволить. Ставки по банковским гарантиям увеличились в 4 раза (до 3% процентов), по кредитным продуктам — в 3 раза (до 25%), а рентабельность объектов в среднем составляет 7-8%. Это значительно ухудшает наше финансовое положение. Раньше большинство поставщиков работали с постоплатой, сейчас они берут предоплату.
Г-н Максименко делал вывод:
— Сейчас, условно говоря, проще остановить бизнес и положить деньги на депозит. Там проценты гораздо выше, чем наша рентабельность. Но если мы потеряем персонал, больше его не соберем. В ближайшие год-два у нас будет работа ради сохранения коллектива, а не получения прибыли.
Западная хорда — проект, который в начале года областные власти посчитали одним из приоритетных, на его реализацию был привлечен инфраструктурный бюджетный кредит. В сентябре губернатор даже попросил правительство РФ перенести сроки предоставления средств с 2023-го на 2022 год. Вероятно, это было связано с необходимостью предоставить 90%-ное авансирование работы строителей. Очевидно, такое авансирование делает контракты на строительство Западной хорды очень комфортными для дорожников в текущей экономической ситуации.
— Разговоры об оспаривании торгов возникают достаточно часто. Общей статистики или тенденции по результатам судебного обжалования, из которой можно выявить предполагаемый исход дела, нет. Каждый случай в суде индивидуальный, и результат не зависит от состава участников торгов или заказчика их проведения, цены сделки, — отмечает Сергей Русанов, юрист адвокатского бюро Aksyuk. — Суд при рассмотрении таких споров в любом случае проверяет наличие нарушений при проведении процедуры торгов, в том числе сговор участников, непрозрачность определения победителя, иные заявленные нарушения. При необходимости исполнение сделки приостанавливается до рассмотрения спора в суде.
Как сообщал N, 1-й этап строительства Западной хорды в Ростове планируют реализовать в 2022-2024 годах. Эта автотрасса должна замкнуть Ростовское транспортное кольцо с запада, она продлится от выезда на Таганрог до моста на Всесоюзной. По данным пресс-службы донского губернатора, общая протяженность хорды — 12,3 км. На 1-м этапе соорудят почти 7 км (точнее, 6,9), с эстакадами, развязками от автодороги А-280 Ростов — Таганрог до территории в районе Кумженской рощи. 2-й этап предварительно датируют 2023-2025 гг. Длина этой части магистрали — 5,4 км (от Кумженской рощи до моста через Дон на Западном шоссе).
По данным Агентства инвестиционного развития Ростовской области, общий объем затрат — 30 млрд руб.
По данным «СПАРК-Интерфакса», основные совладельцы АО «Донаэродорстрой» — Алексей Кнышов, Владимир Кирсанов и Николай Имедашвили. У каждого из них — по 32,3% акций. В 2021 году организация выручила 19,6 млрд руб. и получила прибыль 1,7 млрд руб. В прошлом году «Донаэродорстрой», согласно данным «СПАРК-Интерфакса», стал третьим по величине подрядчиком минтранса Ростовской области, заключив контракты на сумму 2,85 млрд руб. На первом месте «Т-Транс» (11,37 млрд руб.), на втором — ГУП РО «Ростовавтодор» (6,1 млрд руб.).
По данным N, «Т-Транс» и «Ростовавтодорстрой» аффилированы. Владелицей «Т-Транса» до середины прошлого года была Лариса Куц. Она является владелицей и совладелицей целого ряда дорожных компаний: Ростовского ДСУ, «Ростовавтодорстроя», Таганрогского ДСУ, Тацинского ДСУ, «УСИСа», «Магистрали», «Автобана», Миллеровского ДСУ. Сейчас ООО «Т-Транс» владеет Павел Рогачкин. Выручка компании по итогам 2021 года составила 3 млрд рублей, чистая прибыль — 380 млн рублей. ООО «Ростовавтодорстрой» принадлежит Ларисе Куц (41,5% в УК), Леониду Джанлатяну (41,5% в УК) и Владиславу Максименко (17% в УК). По итогам 2021 года — 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 121,7 млн рублей.