Дорожники строят теплицам тупик
Входящему в «ГРУППУ АГРОКОМ» тепличному хозяйству «АПК XXI ВЕК» грозит приостановление работы и вынужденный перенос предприятия на другую территорию: проект реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон» госкомпании «Автодор» предусматривает закрытие съезда на участке в Азовском районе, где расположено хозяйство, альтернативных проездов к нему нет. Руководитель проекта по развитию «АПК XXI ВЕК» Янис Галаниди надеется на урегулирование ситуации мирным путем. В случае переноса комбината компенсацию потерь в сумме около 1 млрд рублей компании придется взыскивать с «Автодора» через суд.
Возможные потери «АПК XXI ВЕК» от перенесения производства на другую территорию могут составить до 1 млрд рублей. Сейчас компания совместно с областным Министерством транспорта направила в «Автодор» письмо с просьбой внести корректировки в проект и сделать съезд, однако ответ пока не получен. Закрытие съезда отрежет дорогу и к площадям ИП Шитника, который на 300 га выращивает пшеницу и другие зерновые культуры в Азовском районе. Администрация Азовского района отозвала свое согласование проекта реконструкции трассы, которое давалось три года назад.
Как сообщил N руководитель проекта по развитию тепличного хозяйства «АПК XXI ВЕК» Янис Галаниди, совместно с областным Министерством транспорта компания направила письмо в «Автодор» с просьбой внести корректировки в проект, сделать съезд, однако ответ пока не получен. В проекте реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон» предусмотрено закрытие съезда к комбинату. По словам собеседника N, из-за этого предприятие будет просто отрезано от мира, поскольку оно расположено между двух рек — Эльбузд и Кагальник, других подъездов к нему нет и есть риск приостановления работы предприятия и его переноса на другую территорию. Ранее компания направляла письмо в «Автодор» по поводу того, собирается ли компания делать съезд, — «возможно, это изменение еще планируется и просто не отражено в плане действующего проекта». В ответ ей сообщили, что «съезд не планируется».
— Проектом предусмотрено ограждение дороги отбойником, — говорит собеседник N. — Поэтому подъехать к нашему предприятию будет просто невозможно. Мы направляли письма в прокуратуру — ответ пока тоже не получен. Самостоятельно делать съезд с федеральной трассы невозможно, необходимо вносить изменения в проект. Ну, и резонный вопрос: почему платить за это должны мы? Ведь мы не просим строить новый съезд, а хотим сохранить то, что уже есть. Это вопиющая ситуация — когда действующее предприятие отрезают от дороги. Конечно, рассчитываем урегулировать этот вопрос мирным путем, надеемся, что все решится в нашу пользу, в пользу здравого смысла. Ведь рядом с нашим предприятием расположены и другие фермерские хозяйства. Когда мы наращивали площадь теплиц на 50% несколько лет назад, то вложили 18 млн рублей в инфраструктуру для дальнейшего роста — у нас есть проект двукратного увеличения площадей теплиц (на сегодняшний день их площадь составляет 3,5 га), объем инвестиций в него составит 500 млн рублей. Но приступить к дальнейшей реализации наших планов, даже начать переговоры с банками, из-за этой неопределенной ситуации с дорогой мы не можем. Нам приходится оценивать, куда, возможно, придется переносить производство. Перенос производства по затратам сопоставим с новым строительством. Потери, по предварительным оценкам, могут составить до 1 млрд рублей. И если все-таки придется пойти по этому пути, будем обращаться в суд, чтобы требовать компенсацию с «Автодора». Есть альтернативный вариант: добиваться того, чтобы областной или федеральный Минтранс построил мосты через реки Кагальник и Эльбузд и сделал через поля отдельную дорогу, но для этого придется выкупать землю, которая принадлежит местным фермерам. Поэтому пока такой вариант не представляется возможным.
Пресс-служба «Автодора» не прокомментировала запрос N: на минувшей неделе ее руководство находилось на объезде. По данным официального сайта компании, завершение реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке 1091-й км — 1319-й км намечено на 2016 год.
Закрытие съезда затронет и другие территории Азовского района, в частности Самарское сельское поселение. По словам Валерия Дреера, главы этого поселения, индивидуальному предпринимателю Шитнику тоже будет невозможно подъехать к своей территории — площадям в 300 га, на которых он выращивает пшеницу и другие зерновые культуры.
— Эти участки земли, как и у «АПК XXI ВЕК», попадают в границу двух рек, остаются в треугольнике, из которого ни выехать, ни заехать нельзя, — говорит он. — Также будет заблокирована дорога в поселок Опорный, где проживает около 1 тыс. человек. К поселку есть альтернативная дорога, однако она находится в «убитом» состоянии, очень узкая. Зимой ее заметает, нужно около трех недель, чтобы расчистить, а это единственная возможность транспортного сообщения с другими населенными пунктами. Население встревожено, люди бьют тревогу, многие из них работают в тепличном хозяйстве и у вышеназванного ИП. У меня есть письмо, в котором администрация Азовского района отзывает свое согласование проекта реконструкции «Автодора». Компания же ссылается на то, что проект одобрен Главгосэкспертизой, есть проектно-сметная документация. Понятно, что в ней заложена определенная сумма средств и на дополнительные вложения, необходимые для строительства съездов, никто не пойдет. Строить же новую дорогу, в том числе через реки, для бюджета Азовского района, да и Ростовской области, — большая проблема.
Партнер адвокатского бюро «Хабеас корпус» Вадим Демичев не видит перспектив в отзыве согласования администрацией Азовского района, поскольку разрешение Главгосэкспертизы уже получено.
Олег Горбаченко, директор федерального научного бюджетного учреждения «ДОС ВНИИМК», сообщил корреспонденту N, что реконструкция М-4 «Дон» уже закрыла прямую дорогу к учреждению и теперь приходится ездить по альтернативной, качество которой оставляет желать лучшего.
По словам Юлии Жадан, старшего юриста практики «Недвижимость, земля, строительство» юридической фирмы «Степанов и Аксюк», для различных категорий дорог существуют разные нормативы обустройства съездов, и число пересечений и примыканий на автомагистралях вне пределов населенных пунктов предусматривается не чаще чем через 10 км.
— В отсутствие всей необходимой информации и документов мы не можем дать однозначную правовую оценку сложившейся ситуации с «АПК XXI ВЕК», — пояснила она. — На решение вопроса также влияет наличие либо отсутствие альтернативных вариантов доступа к земельному участку компании. Если спор дойдет до суда, то, вероятнее всего, с этой целью будет назначена землеустроительная экспертиза. Не исключаем необходимости назначения и экспертизы проектной документации.