ОСАГО начнет дорожать по осени
Осенью начнется первый этап реформирования автогражданки – частичная либерализация ОСАГО, сообщает пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза». Страховщики получат право устанавливать для водителей более индивидуализированные цены на полисы в рамках расширенного тарифного коридора – до 20% вверх и 20% вниз относительно базовых тарифов, утверждаемых Банком России.
Российский регулятор взял курс на постепенное возрождение рынка страховых услуг. То, что происходило с ним в последние годы, назвать рынком никак не получалось. Массовые банкротства страховых компаний, которых заставляли страховать убыточное ОСАГО и бегство от клиентов тех страховщиков, кто еще умудрялся выживать.
Резкий рост доступности автомобилей все более явно контрастировал с уровнем работы ГИБДД, правовой ответственностью автовладельцев, либеральными правилами владения и распоряжения личным транспортом.
Новая тарифная политика должна, по замыслу Банка России, помочь решить проблему порядка на дорогах, чтобы законопослушный водитель и безбашенный лихач не платили за ОСАГО одинаково.
«Именно страховые компании должны быть ответственны за установление размера тарифа, как это происходит сегодня в большинстве цивилизованных стран», - указывает автоэксперт Сергей Смирнов. Вот каким он видит этот механизм: «Проехал на красный свет – доплати к полису 500 рублей, проехал два раза – доплати еще 500 рублей. Нарушил четыре раза – получи коэффициент, увеличивающий стоимость полиса ОСАГО в несколько раз».
На первом этапе реформы ОСАГО, который стартует осенью, увеличения в несколько раз не будет. Автоэксперт Игорь Моржаретто полагает, что в первую очередь станут заметны более точечные настройки шкалы «возраст/стаж» - вместо действующих ныне четырех коэффициентов страховщики получат инструментарий из почти 50 показателей, позволяющий составить индивидуальный портрет водителя. «Думаю, первым следствием либерализации ОСАГО станет заметное повышение тарифов для молодых водителей. Опытных водителей с большим стажем, скорее всего, изменения тарифов пока не коснутся», - считает он.
В Германии похожая реформа в свое время привела к повышению тарифов примерно на 10-15%, но затем механизмы конкуренции сначала стабилизировали тарифы, а потом и способствовали их снижению. Похожим образом дело обстояло и в странах Балтии и Польше.
Конечным результатом реформы должна стать полная либерализация тарифов, что позволит страховщикам индивидуально оценивать каждого водителя и устанавливать для него персональный тариф. «Без либерализации и персонификации тарифа изменить ситуацию с ОСАГО в лучшую сторону не получится. А таким образом мы сможем достичь своей цели и сделать ОСАГО продуктом, который и нужен автовладельцам», - убежден президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.