Банк «Уралсиб» планирует удвоить портфель кредитов малому бизнесу по итогам года
Банк «Уралсиб» провел онлайн-конференцию «Бизнес и банки: партнерство в цифровую эпоху». Ее главной темой стали ключевые тренды в банковском обслуживании малого бизнеса, которые сложились в последнее время на российском рынке. Наиболее яркие из них — цифровизация банковских сервисов, рост использования дополнительных услуг (лизинга, гарантий и др.), а также переход банков к конкуренции не за клиентов как таковых, а за долю от объема их финансовых операций.
Главной тенденцией банковского рынка в последние годы стало активное развитие новых моделей обслуживания клиентов. На первый план вышли онлайн-каналы. Это затронуло не только процесс взаимодействия с клиентами, но и работу по их привлечению.
— Если раньше мы фокусировались на прямых продажах в ходе общения менеджеров и клиентов, то сейчас их доля снизилась до 25-30%, — сообщил заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса банка «Уралсиб» Евгений Абузов. — Мы смогли довольно быстро перестроиться: в течение 4-5 месяцев после начала пандемии запустили интернет-банк для бизнес-клиентов, новый мобильный банк, кол-центр, который недавно перешел на круглосуточный режим работы, и др. У нас также появились дистанционные менеджеры, которые общаются с клиентами в интернет-мессенджерах. Мы перешли к полной омниканальности. Благодаря этому около 70% активных клиентов не посещают офисы банка, все их потребности мы закрываем дистанционными сервисами.
В настоящее время через дистанционные каналы обслуживания проводятся 98-99% платежей «Уралсиба», также онлайн-инструменты оказались очень востребованы при открытии счетов. Для клиентов, которые в силу привычки или по другим причинам предпочитают общаться с сотрудниками банка лично, «Уралсиб» запустил сервис выездных менеджеров и обеспечил возможность приезжать в банковский офис на такси за счет банка.
Поддержать восстановление
С начала 2020 года «Уралсиб» нарастил свой кредитный портфель в сегменте малого бизнеса на 70%, сообщил представитель банка. В значительной степени этому способствовали программы поддержки малых предприятий, запущенные государством, и собственные продукты банка, предназначенные для реструктуризации действующих кредитов. На данный момент, заявил Евгений Абузов, кредитующийся в «Уралсибе» малый бизнес восстановился полностью.
— Когда начался коронокризис, мы решили, что будем лояльно относиться к действующим клиентам, но несколько усложнили рисковую политику в отношении выдачи новых кредитов малому бизнесу, — рассказал г-н Абузов. — Около 20% клиентов, взявших кредиты ранее, обратились за реструктуризацией в рамках госпрограмм на 180 дней. По собственным программам банка сроки были больше.
Через полгода практически все малые предприятия, которые воспользовались реструктуризацией, возобновили платежи. Просрочены оказались 0,1-0,2% кредитов. Это показатель того, что малый бизнес в целом достаточно успешно преодолел коронокризис и восстановил свою платежеспособность, отметил представитель банка. Во многом этому восстановлению способствовали лояльные условия, которые «Уралсиб» предложил клиентам в самый сложный период.
— Потребители стали меньше покупать в розничных магазинах, пользоваться различными услугами, клиентопоток упал, — привел пример Евгений Абузов. — Поэтому мы отменили различные формы комиссий в эквайринге, а также предложили специальные продукты для медицинских компаний — со сниженными тарифами и т. д.
Сейчас восстановились даже наиболее пострадавшие отрасли, показывает практика банка. Хотя понятно, что разные отрасли восстанавливались по-разному.
— Есть индустрии, которые просели, и индустрии, которые выросли, — отметил Евгений Абузов. — Например, довольно сильное воздействие пандемия оказала на туриндустрию, где в первые месяцы объем операций упал на 90 с лишним процентов. Мы видели это по эквайрингу, особенно заметным падение в туриндустрии было в первые три месяца. Но потом рынок довольно быстро восстановился за счет того, что люди хоть и стали гораздо меньше ездить за рубеж, но получил развитие внутренний туризм. Так как мы все-таки обслуживаем российский малый бизнес, а не зарубежный, то увидели, что именно российский туризм развился и, возможно, даже накопил какие-то резервы на случай потенциальных шоковых явлений.
Также, по словам эксперта, есть отдельные отрасли, которые себя чувствуют просто прекрасно за счет конъюнктуры рынка. Например, это отрасль продаж автомобилей, производства строительных материалов — здесь сейчас идет колоссальный рост цен. Но есть индустрии, которые пострадали сильнее, это как раз сфера услуг. Она хоть и восстановилась, но, наверное, не до конца. Потому что изменились модели поведения потребителей, во многих продуктах они перешли из офлайна в онлайн, и заметно, что онлайн-сегмент этой сферы растет с точки зрения объемов, а офлайн — как минимум не растет теми же темпами, какими растет онлайн.
В целом, по данным «Уралсиба», в 2021 году количество закрывшихся предприятий оказалось в 1,5 раза меньше, чем годом ранее, при этом количество вновь открываемых бизнесов в нынешнем году больше, чем ликвидированных.
Курс на удвоение
Темп роста объемов кредитования малого бизнеса банком «Уралсиб» в нынешнем году оказался рекордным за последние шесть лет — портфель кредитов малому бизнесу вырос за 9 месяцев на 70% к началу года, сообщил Евгений Абузов. А по итогам года банк планирует удвоить этот показатель.
Также активную динамику демонстрирует комиссионный бизнес, объем которого в нынешнем году увеличился в среднем на 27%.
— Если говорить о запросах клиентов, то в первую очередь необходимо отметить, что они хотят получать больше продуктов в цифровом формате, — добавил г-н Абузов. — У нас есть дорожная карта цифровизации сервисов банка, и я надеюсь, что в течение 6-12 месяцев мы перенесем в дистанционные каналы все услуги, в том числе те, которые достаточно сложно предоставить дистанционно.
ПАО «БАНК УРАЛСИБ» — универсальный банк, однако у его продуктовой линейки есть особенность, которая делает ее привлекательной для бизнеса. Банк стремится формировать комплексные сервисы для различных отраслей экономики.
— Потребности медицинской отрасли очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли, — привел пример Евгений Абузов. — Производственной компании не нужен эквайринг, а парикмахерская без эквайринга не может работать. Поэтому очень важно, насколько эффективно мы сумеем скомпоновать предложение для того или иного сегмента.
В числе нишевых продуктов, которые востребованы у малого бизнеса, представитель банка называет предложения для участников государственных и муниципальных торгов. В этом сегменте малый бизнес демонстрирует высокий спрос на быстрое оформление гарантий. Они необходимы предприятиям в течение нескольких часов. «Уралсиб», по словам Евгения Абузова, создал именно такой продукт. Благодаря этому за девять месяцев нынешнего года банк выдал малым предприятиям столько же гарантий для участников тендеров, сколько было выдано за весь 2020 год.
Дополнительные возможности
Наряду с собственными продуктами банк предлагает своим клиентам услуги других компаний, входящих в состав финансовой группы «Уралсиб», в частности компании «Интерлизинг». Кроме того, банк финансирует ряд других участников лизингового рынка в различных регионах.
— Суммарный объем лизинговых сделок растет очень быстро, — заявил Евгений Абузов. — Лизинг позволяет бизнесу, в том числе малому, финансировать капитальные затраты на более мягких по сравнению с кредитами условиях. Кроме того, в нынешнем году подорожали автомобили, спецтехника, производственное оборудование, что тоже сказалось на росте объемов. Поэтому наши клиенты активно пользуются этим продуктом.
Чтобы сделать свои сервисы более доступными, «Уралсиб» запускает пакетные предложения для бизнеса. В нынешнем году среди таких продуктов — новый пакет «Макс». Он включает в себя достаточно большой объем разнообразных услуг за небольшую стоимость.
— Мы изменили свои процессы, и это позволило нам увеличить количество клиентов, которых мы можем привлекать ежемесячно, — заявил Евгений Абузов. — С точки зрения емкости у нас очень большой запас ресурсов: нарастить количество клиентов в 3-4 раза мы можем. При этом отток клиентов у нас ниже среднерыночного значения. Значит, им нравится качество наших услуг.
Г-н Абузов отметил, что значительная часть новых бизнес-клиентов «Уралсиба» приходится на новые предпринимательские проекты. В то же время, как правило, предприниматели, как и розничные клиенты, пользуются услугами нескольких банков. Поэтому большую роль играет то, какая доля средств приходится на тот или иной банк — конкурируют они именно за этот показатель.
— Предприниматели зачастую являются клиентами 3-4 различных банков. Фактически конкуренция на рынке достигла такого уровня, что никто не перетаскивает клиента из одного банка в другой, скорее, все стараются увеличить количество банковских предложений для одного клиента, — объяснил Евгений Абузов. — Благодаря этому клиент может выбирать один продукт от одного банка, другой — от другого. Для клиента это удобно — можно выстроить индивидуальную тарифную историю и получать благодаря этому выгодные условия обслуживания. И это повышает удовлетворенность от работы с кредитными учреждениями.