Таганрогские трамваи «Синары» тормозят в суде
Арбитражный суд Ростовской области принял к рассмотрению иск АО «Транспортная концессия» к компании «Синара-ГТР» и администрации Таганрога о признании ничтожным концессионного соглашения о модернизации таганрогской трамвайной инфраструктуры. Интересы истца представляет аффилированное с ним адвокатское бюро, подававшее схожие заявления в ряде других регионов. Эксперт в сфере госзакупок считает, что целью может быть давление на концессионера с целью получения тех или иных выгод.
Администрация Таганрога и ООО «Синара — Городские Транспортные Решения» подписали концессионное соглашение о строительстве и использовании городской трамвайной сети 26 мая 2021 года. Оно предусматривает перекладку 45 км путей, закупку 60 трамваев, обновление 80 остановочных павильонов, модернизацию трамвайного депо, строительство нескольких подстанций и др. Общий объем вложений в проект — около 12 млрд рублей. Основную часть финансирования (около 7 млрд рублей) обеспечивает корпорация «ВЭБ.РФ». Затраты городского бюджета составят 2,6 млрд руб., концессионера — 2 млрд руб. Окупить вложения и получить прибыль «Синара-ГТР» планирует за счет эксплуатации сети в течение 30 лет.
Соглашение стороны заключили без проведения конкурса: закон, регулирующий концессии (№ 115-ФЗ), позволяет это в тех случаях, когда после публикации проекта соглашения, предложенного его инициатором, не нашлось других претендентов на реализацию проекта, либо их заявки были отклонены.
Прием заявок на участие в конкурсе стартовал 6 апреля и завершился 24 мая прошлого года. В этот день состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению поступивших заявок. Единственным претендентом стало АО «Транспортная концессия», заявка которой была отклонена. Согласно протоколу заседания рабочей группы, опубликованному на портале torgi.gov.ru, в качестве подтверждения наличия собственных средств или возможности привлечь заемные (согласно 115-ФЗ, не менее 5% стоимости проекта на каждый год действия соглашения) претендент предоставил гарантийное письмо от гонконгской компании «Инфраструктура инвест капитал лимитед» и договор целевого займа с ней же. Рабочая группа пришла к выводу, что эти документы не соответствуют требованиям закона о концессиях, поскольку у офшора нет лицензии ЦБ на осуществление банковских операций.
«Транспортная концессия» не согласилась с этим решением. В июне 2021 года компания обратилась с соответствующей жалобой в ФАС России, однако служба отклонила это обращение. 21 декабря прошлого года общество направило иск о признании соглашения ничтожным в Арбитражный суд Ростовской области, который дважды оставлял его без движения в связи с тем, что истец не предоставил необходимые документы. К рассмотрению заявление (копия есть у N) было принято 14 февраля.
В своем иске «Транспортная концессия» настаивает на том, что закон о концессионных соглашениях не определяет понятие «возможность получить», поэтому подтверждение полномочий займодавца не требуется. В заявлении содержатся также ссылки на письма ФАС и Минэкономразвития РФ, согласно которым такие обязательства в рамках концессионных соглашений не накладываются. По мнению истца, требования о подтверждении лицензии ЦБ ограничивает возможность участия малого и среднего бизнеса в реализации концессионных соглашений и привлечении иностранных инвестиций.
Кроме того, компания указывает на то, что требования ФАС к форме заявки на участие в конкурсах по концессиям распространяются на инициаторов проектов, а претендентов могут затрагивать, только если перечислены в сообщении о проведении конкурса. «Информация о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе КУИ (комитет по управлению имуществом. — N) Таганрога на сайте www.torgi.gov.ru не была размещена, что исключает возможность отклонения заявки», — говорится в иске.
В своем заявлении «Транспортная концессия» требует признать соглашение о модернизации таганрогского трамвая ничтожным.
Интересы истца в арбитраже представляет московское адвокатское бюро «Хмарин и партнеры». В компании в ответ на запрос N предоставили прямой контакт партнера бюро Олега Дугинова. Он отказался от комментариев, однако отдал распоряжение прислать N исковое заявление.
«Ранее данная компания («Транспортная концессия». — N) подавала жалобу с аналогичными доводами в ФАС России и получила отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения, — ответили на запрос N в «Синаре-ГТР». — Федеральная антимонопольная служба сочла процедуру заключения концессионного соглашения полностью соответствующей требованиям российских норм права. Мы считаем, что оснований для удовлетворения иска нет и уверены, что Арбитражный суд Ростовской области поддержит данную позицию. Компания «Синара — Городские Транспортные Решения» ведет свою деятельность в разных регионах страны, работы по концессионному соглашению в Таганроге ведутся нами с 2021 года и сейчас находятся в продвинутой стадии реализации, в чем можно убедиться, просто приехав в город, воспользовавшись запущенным трамвайным маршрутом № 3 и посетив строительство на других маршрутах, а также увидев отремонтированный диспетчерский пункт и трамвайное депо».
В ноябре прошлого года «Синара-ГТР» и правительство Ростовской области подписали соглашение о строительстве скоростной трамвайной сети в донской столице. Проект предусматривает перекладку 120 км путей, включая 46 км имеющихся и 77 км новых, поставку 98 трамваев и т. д. Оценочный объем инвестиций — более 51 млрд рублей.
Директор компании «Тендер-Дон» (занимается консалтингом в сфере госзаказа, издает журнал «Прогосзаказ.рф») Константин Аршба считает, что действия «Транспортной концессии» могут быть попыткой надавить на «Синару» с целью получения в перспективе подрядов в рамках тех или иных проектов или других выгод.
— Если суд первой инстанции примет сторону истца, то у него появится основание требовать наложения ограничительных мер, а в данном случае это означает приостановку ведущихся работ и трамвайного движения в Таганроге, — объясняет г-н Аршба. — Для «Синары» это огромные потери, и вторая сторона может рассчитывать на то, что компания предпочтет договариваться.
В исковом заявлении не содержится требований о принятии обеспечительных мер. Дело находится на начальном этапе, не все его участники изложили свои позиции и не привели аргументы в их подтверждение, подчеркивает юрист арбитражной практики адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» Анастасия Охрименко. Поэтому оценивать мотивы и требования истца сейчас преждевременно.
— Хочется надеяться, что оспаривание этой сделки не нанесет ущерб интересам жителей города, — говорит г-жа Охрименко. — С этой точки зрения иск может выглядеть достаточно неоднозначно, поскольку непонятно, каковы могут быть его последствия. Двусторонняя реституция (возврат обеих сторон в состояние до начала исполнения недействительной сделки) вряд ли возможна, учитывая, что часть проекта уже реализована. Подача и удовлетворение ходатайства о приостановлении работ возможны, но это будет означать, что интересы частного хозяйствующего субъекта напрямую противоречат общественным, нарушение которых суд, скорее всего, не допустит.
В сентябре прошлого года Арбитражный суд Свердловской области отклонил иск «Транспортной концессии» к областным министерствам инвестиций и развития и транспорта и дорожного хозяйства о признании незаконным решения, согласно которому концессионное соглашение о модернизации междугороднего трамвайного маршрута Верхняя Пышма — Екатеринбург было заключено с ООО «Верхнепышминский трамвай» (входит в структуру «Трансмашхолдинга» «Мовиста регионы»). Причиной отклонения так же, как и в случае Таганрога, было отсутствие подтверждения собственного финансирования. В январе решение арбитража подтвердила апелляционная инстанция.
Один из собеседников N на условиях анонимности предположил, что настоящим инициатором этих исков может быть адвокатское бюро «Хмарин и партнеры», которое участвует также в оспаривании ряда концессионных соглашений в других регионах, например ряда проектов по строительству школ в Нижегородской области.
Иски подало ООО «Градиентстрой», на 50% принадлежащее компании «Хмарин и партнеры», которая, как и одноименное адвокатское бюро, подконтрольна столичному адвокату и предпринимателю Виктору Хмарину. Причиной для обращения в арбитраж стало отклонение конкурсных заявок «Градиентстроя» на основании того, что в качестве подтверждения финансирования к ним были приложены гарантийные письма от той же гонконгской компании «Инфраструктура инвест капитал лимитед», которая фигурирует в таганрогской заявке «Транспортной концессии». При этом ООО «Хмарин и партнеры» и «Инфраструктура инвест капитал лимитед» связаны: по данным системы «СПАРК-Интерфакс», им принадлежит, соответственно, 50% и 32% московского ООО «Инфраструктурастрой». Последняя в декабре 2020 года претендовала на участие в концессии по реконструкции водопроводной системы Тамбовского водоканала. Ее заявка была отклонена из-за гарантийного письма от компании «Инфраструктура инвест капитал лимитед».