«Историческая правда коммунистам колет глаза»
Создатель частного музея казачьей истории в станице Еланской Владимир Мелихов считает, что поводом для недавнего обыска и изъятия силовиками экспонатов его музея стала жалоба коммунистов на то, что мемориал якобы прославляет пособников нацистов во главе с атаманом Петром Красновым.
N: — Что стало поводом для проведения проверки вашего музея?
В.М.: — Насколько я знаю, коммунисты и общественники, придерживающиеся коммунистических взглядов, написали жалобу, в соответствии с которой наш мемориал является не музеем донского казачества с момента его возникновения (каков он в действительности), а неким рассадником сепаратизма, прославления нацизма. Они пишут уже 17 лет, и столько же у нас идут обыски и изъятия. Ни одно из этих обвинений не нашло подтверждения.
N: — Что изъяли?
В.М.: — Книги о казачей эмиграции, дневники. Полное собрание сочинений Петра Николаевича Краснова, которое мы издавали. И еще в протоколе что-то общими словами написано.
N: — В сообщении «Интерфакса» говорилось, что были изъяты портреты фашистских прислужников Сергея Павлова и Гельмута фон Паннвица.
В.М.: — Это не портреты, а фотографии. Там нет фашистской символики. Эти фото можно увидеть в любом альбоме, посвященном коллаборационизму. У нас есть небольшой стенд, посвященный этой теме. Часть казаков зарубежья, как известно, были на стороне вермахта. Это не прославление, а отражение этого явления как факта. Эти фото находились в кладовке. Мне их подарили, когда был Всемирный казачий конгресс в Новочеркасске.
N: — Насколько я понимаю, главная фигура, вокруг которой ведутся споры, — это атаман Краснов, скульптура которого хранится в вашем музее.
В.М.: — Я бы говорил не о фигуре, а о том, что в реальности стоит за этой фигурой. Это скульптурная группа, в которой кроме атамана есть поклонный крест и барельефы. Она посвящена борьбе донских казаков с коммунистами. И атаман символизирует борьбу казаков против большевиков за свою свободу, за свои права и землю. Это скульптура не какому-то конкретному человеку. Ее создал народный художник России Константин Чернявский. Во время суда по этому же вопросу в 2008 году он заявил, что делал эту скульптуру как символ. Коммунистам нужно было за что-то уцепиться, чтобы уничтожить весь мемориал. Вот они и трубят, что это памятник Краснову. Они устроили геноцид казаков после Гражданской войны. Хотят скрыть преступления. Историческая правда коммунистам колет глаза.
N: — Вас еще не вызывали на беседу?
В.М.: — Сейчас пройдут экспертизы. Потом позовут.
N: — Вас обвиняют в прославлении нацистского пособника атамана Краснова. Как вы к нему относитесь?
В.М.: — В долгой жизни Петра Николаевича Краснова были и геройские поступки, и, к сожалению, необдуманные и трагические. Первая часть его жизни — это служба в русской императорской армии, геройское участие в Первой мировой войне. Вторая — борьба с большевизмом на Дону. Затем эмиграция и дальше этот трагический выбор, когда он в конце войны стал начальником гражданского управления по казачьим переселенцам, которые оказались в Европе и воевали на стороне фашистов. Это первый случай в российской истории, когда сотни тысяч коллаборационистов перешли на сторону врага. И этот вопрос нельзя замыливать, его надо обсуждать, почему это все произошло. И что необходимо делать, чтобы в дальнейшем ничего подобного не случилось. И именно ради этой цели существует наша экспозиция, а не для того, чтобы прославить тех, кто был на стороне вермахта.
N: — Те книги, которые вы издаете, — это труды Краснова как писателя?
В.М.: — Да. Это был один из наиболее плодовитых писателей зарубежья, которого читали не только казаки, но и вся русская эмиграция. Его повесть «От двуглавого орла к красному знамени» выдвигалась на Нобелевскую премию. Издана на 14 языках. Это большое литературное наследие.