Электронная торговля и экспорт услуг могут упрочить позиции области в рядах крупнейших российских экспортеров
За 11 месяцев 2018 года объем экспорта достиг $ 8,7 млрд, что в сравнении с 12 месяцами 2017-го на 18% больше, рассказал министр экономразвития Максим Папушенко. Сейчас 60% регионального экспорта — продовольствие, в первую очередь зерно и растительные масла. Министр назвал две относительно новые точки роста — развитие электронной торговли и экспорт услуг.
— Медицинские услуги, въездной туризм, к примеру, продажа образовательных услуг — обучение иностранных студентов, по сути, тоже является экспортом, но сейчас никак не учитывается. Будут пересматриваться методики федеральных и региональных статнаблюдений. Сейчас назвать стоимостный объем обучаемых студентов невозможно, но думаю, что это будет сопоставимо с объемом других услуг, — уверен министр.
Максим Папушенко отметил, что для поддержки экспортеров необходимо снижение их издержек при выходе на внешние рынки, расширение логистической и транспортной инфраструктуры, увеличение компетенций в первую очередь для малого бизнеса. По словам министра, большинство экспортеров — свыше 1,5 тысяч из 1793 — субъекты малого и среднего предпринимательства, но 80% регионального экспорта, по данным таможни, приходится на долю двадцати крупнейших компаний.
Председатель совета директоров холдинга «ДАТУМ Групп» Сергей Замиховский отметил:
— Грустно, что 80% экспорта — это то, что дает донская земля (60% — сельское хозяйство, 23% — сырье и минералы). Нам нужны меры поддержки экспорта наукоемких продуктов. Привычные проблемы присущи традиционным секторам. Для IT-индустрии проблема неразвитости логистической инфраструктуры не стоит.
По словам министра, взаимодействуя с Российским экспортным центром, ТПП региональный центр поддержки экспорта сформировал целый пакет мер поддержки. Как сообщил Максим Папушенко, в декабре прошлого года область включили в федеральный пилотный проект по реализации экспортного стандарта 2.0:
— Отобраны 10 регионов, с юга — только Ростовская область. Преимуществом стали экспортные возможности нашего бизнеса. Развитие электронной торговли направления крайне необходимо, особенно для микробизнеса. Пилотным регионам будут предоставлены специальные возможности для позиционирования наших компаний на всех основных электронных площадках мира — от «Амазона» до закрытых китайских площадок, доступ на которые стоит около 40 млн рублей. Понятно, что малый бизнес не сможет понести такие издержки, а за счет РЭЦ мы как пилоты будем иметь такую возможность.
Министр подчеркнул, что огромные возможности электронной торговли пока сложно измерять и учитывать:
— Важно понимать, где идут покупка и продажи. Как фиксировать выручку от продаж товаров через электронные площадки?
Как уточнил председатель комитета Заксобрания по экономической политике Игорь Бураков, ЗС впервые создает экспертный совет, который будет анализировать проблемы цифровой экономики:
— Это для нас становится приоритетом. В него мы включили максимум профессионалов и минимум чиновников. Задача — растить этот сектор. Если в традиционной экономике мы обсуждаем рост в 20–30 процентов, то здесь мы можем увидеть кратный рост.