«Новые аргументы против строительства суд не убедили»
Александр Перельман, бенефициар компании «ДЛВ Инвест», спорящей с мэрией за право построить на ростовской набережной жилую высотку, считает, что после недавнего постановления апелляционного суда у администрации нет оснований для очередного отказа в разрешении на строительство. Новые аргументы, которые приводились администрацией в судебных заседаниях помимо тех, которые были в отказах, судом подробно изучены и отвергнуты.
23 марта Апелляционный суд Ростовской области признал два последних отказа в разрешении на строительство незаконным, изменил решение суда первой инстанции в части способа восстановления права. Решение суда первой инстанции обязывало городскую администрацию выдать разрешение на строительство компанией «ДЛВ Инвест» многоквартирного дома на пересечении Береговой и Газетного, теперь же суд, не вмешиваясь в полномочия административного органа, обязал мэрию повторно рассмотреть заявление компании о разрешении на строительство.
N: — Как вы оцениваете решения апелляционной инстанции?
А.П.: — В целом положительно. Отказы незаконны! С одной стороны, суд отменил обязательство выдать нам разрешение на строительство. С другой — обязал администрацию повторно рассмотреть наше заявление. Суд всего лишь изменил способ защиты прав. Считаю важным то, что дополнительные аргументы против строительства, предъявленные представителями мэрии, судом не были сочтены убедительными.
N: — О каких аргументах идет речь?
А.П.: — Они указали на истечение срока действия старого градостроительного плана, на основании которого мы проектировали земельный участок. Из чего следовало, что наш проект противоречит новому плану. Но мы напомнили суду о постановлении правительства, согласно которому действие всей строительной нормативной базы из-за пандемии продлевается на один год. В связи с этим старый план действует до 1 июля 2021 года.
N: — Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко неоднократно выражал опасения по поводу нанесения ущерба Казанской лестнице и усугубления пробок на набережной в связи с возможным по‑ явлением ваших домов.
А.П.: — Наши геодезические и геологические исследования, приобщенные в суде как составная часть проектной документации, наглядно доказали, что лестнице ничего не угрожает. Вид на лестницу не изменился для жителей города — пешеходов набережной. Что касается претензий о том, что наши дома закроют вид на нее с Дона, то они не обоснованы.
Ранее лестница была частично закрыта находившимися поблизости двухэтажками. В проектной документации имеются все необходимые разрешения, согласования министерства культуры Ростовской области как компетентного органа, который отвечает за внешний вид речного фасада.
По поводу транспортных пробок мы представили наши альтернативные исследования. По набережной в день проезжает около 1800 автомобилей, скорость движения от 30 до 40 км/час.
Нам непонятно, как движение по ней могут заблокировать потенциально 100 автомобилей, выезжающих с запроектированных машино-мест за несколько часов.
В свое время подробное исследование движения по этим участкам дорог проводилось ГипродорНИИ при проектировании западного перехода.
Мы представили в суде необходимые части расчета, заключение экспертизы, заключения специалистов. Кроме того, необъективность подхода мэрии подтверждается общедоступным сервисом «Гугл.Пробки», согласно сведениям которого нет оснований говорить о декларируемом транспортном коллапсе в отдельной части ул. Береговой. Также проектная документация, представленная для получения разрешения на строительство, содержит все необходимые разрешения департамента автомобильных дорог города Ростова-на-Дону.
N: — Обсуждался ли вопрос о дополнительной нагрузке на инфраструктуру?
А.П.: — Представители администрации указали на недостаточное количество мест в детских садах поблизости.
Между тем содержанием Генерального плана города Ростова-на-Дону на 2007–2025 годы, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.04.2007 № 251, в котором на картах планируемого размещения автомобильных дорог и объектов образования, здравоохранения местного значения органом местного самоуправления в пределах расчетного срока Генплана (до 2025 года) запланировано размещение двух новых детских садов в зоне пешеходной доступности от планируемого к строительству ЖК, а также мероприятия по созданию магистральной улицы местного значения в продолжение ул. Береговой.
Кроме того, сейчас разрешено при необходимости делать детские мини-садики в самих жилых комплексах, что может быть реализовано и в данном случае.
N: — Вам уже 8 раз отказывали в выдаче разрешения на строительство. Что вы будете делать, если опять получите отказ?
А.П.: — Как законопослушный гражданин я буду в установленном порядке обращаться в суд с требованием признать незаконным новый отказ, который, очевидно, может быть вынесен лишь по явно надуманным основаниям.
Повторюсь, при рассмотрении дела в суде первой инстанции суд неоднократно ставил перед мэрией вопрос, какие могут быть еще недостатки, в том числе по ее комплектности и законности, в представленной совместно с заявлением на выдачу разрешения проектной документации.
От имени мэрии в судебных заседаниях участвовал и. о. главного архитектора города, исключительно компетентный и опытный человек. Кроме того, общее количество представителей мэрии обычно составляло 3–4 человека, что крайне необычно для рассмотрения таких споров.
В такой ситуации я убежден, что ответственные люди такого уровня не станут выдумывать незаконные причины отказа, которые не могли даже обозначить при рассмотрении настоящего дела.
N: — Вы сказали, что 1 июля 2021 года истекает срок действия старого градостроительного плана. Не означает ли это, что после этой даты вы теряете возможность получить разрешение на строительство в связи с противоречиями с новой нормативной базой?
А.П.: — Постановлением апелляционного суда мэрия обязана повторно рассмотреть ранее поданные заявления, по которым состоялись незаконные, а сегодня отмененные отказы.
То есть формально подлежит повторному рассмотрению конкретно заявление от 09.09.2020 с учетом всех представленных совместно с заявлением документов, а равно применимого на тот момент законодательства.
Таким образом, постановление апелляционного суда может и должно быть исполнено. Повторюсь, суд апелляционной инстанции лишь фактически сказал, что он не подменяет административный орган, но это не значит, что мэрии предоставлены судом дополнительные возможности для нового незаконного отказа. Однако я оптимист и больше верю в позитивный внесудебный сценарий.
Рассмотрение любого дела в апелляционном суде длительное время оставляет обе стороны спора в неопределенном состоянии. Нельзя полностью исключать и правовые механизмы взыскания убытков с органов местного самоуправления, вызванных незаконным отказом в выдаче разрешения на строительство. Искренне убежден, что представители мэрии как люди компетентные понимают в полном объеме вероятные последствия противоправного поведения.
При этом мне хотелось бы поделиться с читателями, что кроме самого ЖК мы представили на рассмотрение общественности проект так называемой второй набережной (см. эскиз вверху. — N). Это будет живописная площадка вместо оврага между улицами Донской и Береговой, благоустроенная в современных формах: клумбы, дорожки, обзорные каскады лавочек, выход с Казанской лестницы. Мы готовы на это потратить собственные десятки миллионов рублей. Наша компания подходит к строительству ответственно, и мы доказывали это неоднократно.
Мы искренне считаем, что эти новостройки украсят Ростов. Занимаясь девелопментом, будучи коренным ростовчанином, я вкладываю в дело любовь к своему городу.
Справка
Александр Михайлович Перельман — генеральный директор корпорации SOFT. По образованию инженер-системотехник. Окончил Таганрогский радиотехнический институт (в настоящее время — ЮФУ), факультет автоматики и вычислительной техники. С 1989 года занялся предпринимательством, а с 1991 г. — генеральный директор корпорации SOFT. Уже более 20 лет успешно работает в различных сферах донского бизнеса. На сегодняшний день основными направлениями деятельности корпорации SOFT являются:строительство многоэтажных жилых домов повышенной комфортности и административных зданий; изготовление и установка металлопластиковых конструкций (по технологиям Aluplast, KBE, WinSa) и деревянных евроокон (по немецкой технологии Leits); управление и эксплуатация коммерческой недвижимости. Хобби: путешествия, гольф.