«Многие компании рассчитывают на быструю окупаемость»
ПАВЕЛ СЕМИКОЛЕНОВ, исполнительный директор клининговой компании «Чистодел»:
— На ростовском клининговом рынке преобладают местные игроки, доля федеральных компаний невелика — около 10%. Федералы стремятся работать с крупными торговыми центрами и гипермаркетами, в то время как ростовские в основном ориентированы на обслуживание небольших площадей. По моим наблюдениям, за последние 2 года открылось около 10 компаний, однако большая часть из них уже ушла с рынка. Этот бизнес не требует больших инвестиций: для запуска компании с персоналом до 10 человек нужно не более 1 млн рублей, и многие предприниматели рассчитывают на моментальный поток клиентов и быструю окупаемость. Однако для формирования клиентской базы нужно минимум 3 месяца, а средний срок окупаемости составляет 1,5–2 года. Кроме того, руководители закупают оборудование, не пройдя специальное обучение, в итоге приобретенная техника может не подходить для выполнения тех или иных работ, часто ломается, происходит порча объекта чистки или уборки. Особенность этого бизнеса такова, что многие клиенты стремятся обращаться в компанию, услугами которой уже пользовались и остались довольны они сами или их родственники, друзья, поэтому новым компаниям приходится долго искать потребителя своих услуг.