IT переходят на сервисную модель
В нынешнем году бизнес начал активнее использовать цифровые технологии для коммуникаций с клиентами, организации удаленной работы сотрудников, контроля оборудования и т. д. Как отмечают участники IT-рынка, более высокими темпами цифровизуются предприятия, которые используют облачные решения. Развернуть или масштабировать виртуальную инфраструктуру — быстрее и проще, чем закупить и установить собственное оборудование.
Облачные технологии позволяют компаниям использовать по сервисной модели как программное обеспечение (SaaS, Soft as a Service), так и инфраструктуру провайдеров (IaaS, Infrastructure as a Servise). По данным участников рынка информационных технологий и связи, спрос на облака со стороны корпоративных пользователей в нынешнем году был кратным. Как сообщил вице-президент — директор макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком» Денис Лысов, в январе — сентябре выручка оператора от услуг виртуальных центров обработки данных увеличилась в южных регионах России более чем втрое — на 204%. Облачные решения в сфере информационной безопасности принесли компании на 196% больше, чем за первые три квартала 2019-го, виртуальная АТС — на 124% больше. На 35% выросли доходы мобильного виртуального оператора «Ростелекома», на 17% — выручка от услуг облачного видеонаблюдения.
— В облаках цифровизация бизнеса идет быстрее, чем при использовании «железных» (подразумевающих покупку собственного оборудования. — N) решений, — подчеркнул г-н Лысов. — Учитывая рост интереса со стороны бизнеса к продуктам, не предусматривающим инсталляционных (выплачиваемых при подключении сервиса. — N) платежей, переход компаний на облачные решения можно считать вынужденным.
Другие участники рынка подтверждают эту точку зрения. По словам директора филиала «МТС» в Ростовской области Игоря Марьясова, в январе — ноябре 2020 года спрос на облачную АТС компании вырос в четыре раза. В целом объем данных в облаке провайдера #CloudMTS увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше половины новых подключений к облачным платформам компании пришлось на IaaS-сервисы — виртуальные вычислительные мощности, на базе которых предприятия создавали собственные цифровые проекты и развивали онлайн-продажи. Еще около 25% роста потребления облаков «МТС» обеспечили решения для удаленной работы, всплеск востребованности которых пришелся на период самоизоляции весной нынешнего года. Кроме того, компании стали чаще подключать услуги резервного копирования, заботясь о сохранности данных.
Активнее всего облачные сервисы потреблял госсектор, на него приходится около 55% клиентского портфеля #CloudMTS. Доля ретейла — почти 20%. Среди новых тенденций рынка Игорь Марьясов отмечает появление спроса на облака со стороны крупных производственных предприятий — доля промышленности в потреблении SaaS- и IaaS-сервисов составила в нынешнем году 15%.
— Бизнес переходит в облака, чтобы оперативно реагировать на происходящие изменения, — объяснил г-н Марьясов. — Из-за ограничительных мер консервативные сферы, которые медленно и неохотно шли в онлайн, были вынуждены перестроиться. Пандемия заметно ускорила цифровизацию бизнеса: то, что должно было произойти за пять лет, случится за год-два. Поэтому мы прогнозируем устойчивый рост интереса к облачным услугам в ближайшие годы.
Коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в южном регионе Светлана Кострицына также отметила рост спроса со стороны бизнеса к организации удаленных рабочих мест на базе облачной инфраструктуры провайдера и виртуальной АТС.
— Также наши клиенты активно подключали и расширяли выделенные каналы связи, — добавила г-жа Кострицына. — По данным за второй квартал 2020 года, среднестатистический корпоративный абонент «Билайн» расходовал на 44% больше интернет-трафика, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе за счет роста потребления услуг видеоконференцсвязи.
Спрос на виртуальную АТС «МегаФона» вырос в этом году на 39%, сообщил директор компании в Ростовской области Алексей Барков.
В пресс-службе компании Tele2 N сообщили, что потребление мобильного интернета в корпоративном сегменте абонентской базы компании выросло за первые три квартала нынешнего года на 80% по сравнению с январем — сентябрем 2019-го. Оператор запустил услугу для организации рабочих мест в домашних условиях. Она включает в себя Wi-Fi-роутер с SIM-картой, подключенной по бизнес-плану, который позволяет пользователю выбрать необходимый ему объем интернет-трафика.
Еще одним сектором рынка IT-услуг, который динамично рос в нынешнем году, стал интернет вещей (IoT). По словам Игоря Марьясова, интерес к этим услугам со стороны бизнеса Ростовской области вырос в январе — ноябре почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Активнее всего их потребляют ретейл (25% новых подключений), а также производственные и обрабатывающие предприятия (20%). Кроме того, вдвое вырос спрос на IoT-решения со стороны сферы услуг.
По данным Tele2, количество корпоративных абонентов операторов, использующих его SIM-карты для обмена данными между устройствами, только в апреле — мае выросло на 26%.
Участники телеком-рынка отмечают также рост востребованности сервисов продвижения товаров и услуг на основе больших данных, которые находятся в распоряжении операторов связи — SMS-информирование и т. п. Спрос на них со стороны малых и средних компаний — корпоративных абонентов МТС вырос вдвое, сообщил Игорь Марьясов. По его словам, 70% новых обращений приходится на ресторанный бизнес, перешедший на работу по доставке. Также интерес проявляют таксопарки, производители питьевой воды, медицинские лаборатории, проводящие тестирование на Covid-19.
— Эпидемия показала, что традиционные каналы продвижения давно устарели, — заявил г-н Марьясов. — На смену привычной раздаче листовок на улице или рассылке их по почтовым ящикам уже давно пришли более современные и безопасные решения.
Светлана Кострицына отметила, что коммуникации на базе обезличенных больших данных позволяют рекламодателю фильтровать аудиторию и анализировать эффективность рекламных кампаний. По словам Алексея Баркова, спрос на SMS-информирование со стороны корпоративных абонентов «МегаФона» вырос в нынешнем году на 66%.