Обувщики не поспевают за быстрой модой
Местные производители обуви не выдерживают конкуренции с недорогим и модным импортом, который продают крупные ритейлоры. Ростовчане производят в основном только мужскую обувь, спрос на которую гораздо ниже, чем на женскую. В 2012 году объем производства обуви в Ростовской области просел более чем на 30% и продолжил снижаться в первом квартале этого года.
По данным исследования DISCOVERY Research Group, опубликованным в мае, производство обуви внутри страны сокращается. При этом более 65% производства приходится на ЦФО и ЮФО (в частности, Краснодарский край и Владимирскую область). По данным Ростовстата, в 2012 году по сравнению с 2011-м производство обуви в Ростовской области сократилось на 30,2%, а оборот организаций в отрасли «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» в 2012 году сократился еще больше — на 40,1%. Падение в этой сфере продолжалось и в первом квартале 2013 года. Ростовстат отмечает, что снижение выпуска обуви обусловлено ограничением спроса. По информации DISCOVERY Research Group, доля низкого ценового сегмента на российском рынке обуви возрастает: причиной является рост популярности fast fashion (быстрая мода. — N), предлагающей модную и недорогую обувь на один сезон. Сейчас 80% спроса удовлетворяется за счет импортных поставок. Основными странами происхождения импортной обуви являются Китай и Италия, а наибольшую долю в импорте в количественном выражении занимает обувь из кожзаменителя, сообщает агентство.
Осенью 2011 г. донские производители говорили N о сокращении объемов выпуска в связи с ростом себестоимости производства обуви на 10–25% из-за увеличения цен на сырье и энергоресурсы. Чтобы не потерять рентабельность, им приходилось поднимать цены на производимую обувь. При этом увеличилось число ритейлоров, реализующих недорогую обувь. До этого донские производители теряли рынок в 2009 г.
По словам ростовских производителей обуви, им приходится и дальше снижать объемы производства, но все крупные производители продолжают работать.
Как сообщил заместитель директора ростовской компании «Энрико» Николай Рудик, предприятие в 2012 году сократило объем производства обуви на 15%.
— Сегодня, чтобы поддерживать рентабельность, нам приходится сокращать производство, — говорит он. — Происходит насыщение рынка за счет крупных игроков, таких как «ЦентрОбувь», Centro, «Эколас». В то же время работать сложнее и потому, что наши оптовые покупатели стали задерживать платежи. Скорее всего, те деньги, которые они нам должны, они перебрасывают на покупку обуви в Китае, это позволяет им не брать кредиты, ставки по которым в последнее время высоки. Осложняют работу и погодные условия: после зимы фактически сразу наступило лето, поэтому весеннюю коллекцию практически не продали, но надеемся продать осенью, которой тоже может не быть.
По наблюдениям коммерческого директора Nine Lines Романа Кантура, в 2012 году объемы производства предприятия снизились на 15–20%, сокращение объемов планируется и в этом году.
— Объемы закупок снижаются, работать становится сложнее, — комментирует Роман Кантур. — Во-первых, труднее создавать коллекции. «ЦентрОбувь», Centro предлагают недорогую обувь из кожзаменителя, которая порой выглядит лучше, чем из натуральной кожи, особенно это касается весенне-летних коллекций. Зарплата у людей вряд ли поднимается, а вот коммунальные услуги дорожают. За счет того, что обувь в сетях недорогая, покупатели приобретают ее, как правило, на один сезон. Наша обувь в рознице стоит дороже в два с лишним раза.
Кроме того, практически все ростовские производители изготавливают в основном мужскую обувь, поскольку ее производство более консервативно, женская же обувь более сложна в исполнении как в плане дизайна, так и из-за отсутствия необходимой фурнитуры и комплектующих, которые не представлены на рынке. Мужчины менее придирчивы в выборе обуви и, как правило, стараются купить что-то недорогое. По данным экспертов, на одну купленную мужскую пару обуви приходятся 3 женские. В то же время, по данным DISCOVERY Research Group, около 57% потребления обуви приходится на женщин, что заставляет многие розничные сети перестраивать свою ассортиментную линейку.