Дистрибьютор умножает собственное производство лимонада
Дистрибьютор и производитель продуктов питания группа компаний «XXI Век» в 2011 году увеличил объем производства лимонадов в 3 раза — до 1,5 млн дал, а в этом году при помощи модернизации завода планирует нарастить его до 4 млн дал. В компании рассчитывают вырасти за счет выхода на рынки новых городов России и ближнего зарубежья. Другой донской производитель — «Давон» — тоже расширяется. В прошлом году его объемы выпуска выросли на 60%, а в этом их планируется повысить как минимум на 20%. В целом выпуск лимонада на Дону увеличился в 2 раза, однако по России доля этого сегмента на рынке безалкогольных напитков сокращается.
Как сообщил административный директор ООО «Аква-Юг» (входит в ГК «XXI Век») Роман Конобеев, если в 2010 году объемы производства лимонадов в компании составляли 500 тыс. дал, то в 2011-м они выросли до 1,5 млн дал. Этого удалось достичь прежде всего благодаря приходу новой команды, а также модернизации оборудования и установке новых линий розлива, внедрению ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, различных маркетинговых мероприятий. — В 2012-м планируется повысить товарооборот до 4 млн дал, а проектную мощность завода увеличить до 8 млн дал, в следующем году она должна вырасти до 12 млн дал, — считает Роман Конобеев. — Мощности наращиваем, чтобы справляться с ростом заказов в высокий сезон. Продажи рассчитываем увеличить, выходя на новые рынки сбыта в России и ближнем зарубежье. Маркетолог-аналитик «Аква-Юга» Анна Ченда уточнила, что среди маркетинговых мероприятий, которые проводит компания, — увеличение числа новых дистрибьюторов за счет привлекательных договорных условий и призовых акций, мотивация персонала, входящего в эксклюзивные торговые команды «XXI Века».
Компания делает ставку на натуральные ингредиенты и выпускает лимонады с добавлением натуральных соков, концентрация которых составляет не менее 6%. Игроков, выпускающих подобный продукт, мало, в основном это «Ледяная жемчужина» (Кисловодск) и «Денеб» (Махачкала). Большинство других производителей добиваются фруктовых вкусов за счет искусственных ароматизаторов.
Объем инвестиций в развитие в компании не назвали. По оценкам аналитика ИК «Финам» Анны Мишутиной, он может составить около 10 млн долларов. На Дону рост производства показывает еще одна компания — «Давон».
— Мы увеличили объем выпуска на 60%, а в этом году планируем нарастить мощности на 40%, — сообщил директор ООО «Донской завод “Давон”» Гарегин Саркисян. — Сегодня объемы производства компании в период с мая по сентябрь, когда традиционно наблюдаются самые высокие продажи, составляют примерно 150–170 тыс. дал в месяц. В остальное время они снижаются на 40–50%. Таким образом, компания выпустила в прошлом году примерно 1,2–1,4 млн дал продукции.
По наблюдениям собеседника N, спрос на сладкие газированные напитки постепенно растет. Лимонады привлекают потребителей невысокими ценами, которые практически не меняются на протяжении последних 2 лет. По словам Гарегина Саркисяна, рост производства «Давона» связан с заключением новых контрактов с сетями.
— С 2011 года мы начали активно сотрудничать с «АШАНОМ», «Лентой», а также с «Апексом», — говорит г-н Саркисян. — Через федеральных ритейлоров мы осуществляем поставки как по ЮФО, так и в другие регионы. С ними приходится сотрудничать на пороге рентабельности, поэтому мы постоянно работаем над снижением издержек. В минувшем году занимались автоматизацией производства, которая позволила за счет применения более современных технологий и сокращения рабочей силы уменьшить себестоимость примерно на 5–7%. Сегодня сети в структуре нашего товарооборота занимают примерно 60%.
Как сообщил собеседник N, мощности завода загружены на 90%. Планы по их увеличению на 40% связаны с заключением крупного контракта еще с одной сетью. Поставки туда должны начаться уже в марте-апреле. Благодаря этому «Давон» сможет увеличить объемы производства как минимум на 20%. Объем инвестиций в развитие в компании не назвали, отметив, что это собственные средства и инвестиции учредителей. Анна Мишутина оценила их в 15–20 млн руб.
По данным представителя сети гипермаркетов «Лента» Яны Могилевой, в прошлом году не наблюдалось значительного роста продаж лимонадов; она добавила, что спрос на этот продукт сезонный — увеличивается в летний период и снижается в холодные месяцы.
— Еще несколько лет назад доля сладкой газировки на рынке безалкогольных напитков составляла 40% в денежном выражении, сегодня этот сегмент занимает около 30%, — рассказывает г-жа Мишутина. — Сегодня по темпам роста он существенно уступает сокам, минеральной и питьевой водам.
Анна Мишутина уточнила, что среднедушевой уровень потребления сладкой газировки в России мал и составляет менее 30 литров в год — это в среднем в 2–3 раза ниже показателей других развитых западных стран. По мнению собеседницы N, в России потребители все же отдают предпочтение сокам и минеральным водам.
В целом объем рынка безалкогольных напитков в России, по данным «Финама», составляет около 195 млрд руб., в Ростовской области — около 3,5 млрд руб. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2011 году продажи безалкогольных напитков в товарной массе выросли в России на 13%.