г. Ростов-на-Дону
25 декабря 2024 16:16:52
99.87
104.23

Фирмы гибнут за металл

На рынке лома черных металлов остановились закупки из-за 20-процентного падения цен закупок металлургическими заводами. Компании терпят убытки. Из 30 активных экспортеров лома работают только 3, и тем тяжело собрать нужные партии сырья. В этих условиях смена собственника произошла у лидера рынка. Конкуренты опасаются возможного возникновения картеля.

В начале октября ведущий игрок донского рынка заготовки и продажи лома черных металлов «ТМК Чермет-Ростов» (наряду с аналогичными предприятиями в других регионах) был куплен ООО «Гермес» — молодой компанией, аффилированной с ООО «ТрансЛом» Алексея Золотарева. В начале августа вступил в силу указ президента РФ, который позволил Минобороны РФ и Росгвардии продавать без проведения конкурса «ТрансЛому» лом черных и цветных металлов (без продуктов утилизации вооружения и военной техники). Государство не захотело выставлять на тендер эти объемы металлолома небольшими лотами, за которые могли бы побороться более мелкие игроки.

— Покупка перерабатывающих площадок «ТМК Чермет-Ростов» позволит ООО «Гермес» отказаться от услуг подрядчиков по договорам демонтажа и переработке металлолома госкомпаний. Раньше эта компания была трейдером, у нее не было собственных перерабатывающих мощностей, — прокомментировал N Виталий Неклюдов, гендиректор ООО «Левел». — Объем лома госкомпаний имеет сезонность. Для полной загрузки перерабатывающих мощностей недостающий объем лома «Гермес» будет покупать у независимых поставщиков. Соответственно, при избытке лома он будет давать низкие цены и ограничивать поток стороннего лома, при дефиците — увеличивать цены и радиус эффективного сбора.

При наличии такого крупного игрока на локальном рынке возникает если не угроза монополизации, то, по крайней мере, ценового сговора между покупателями.

Руководство «ТМК Чермет-Ростов» отказалось отвечать на вопросы N.

Передел влияния на региональном рынке происходит в условиях кризиса на российском рынке лома.

— С 3 августа идет лавинное снижение цен реализации: мы продавали на металлургические заводы по 15 900 руб. за тонну, сейчас — максимум по 12 700 руб., — пояснил Виталий Неклюдов. — Текущие цены в портах не превышают 10 800 руб. Наши текущие цены закупки лома черных металлов на площадках для частных лиц — 9500-10 000 руб. за тонну. Для юрлиц предлагаем лучшие условия.

Такая ситуация возникла, поскольку основные потребители лома — металлургические заводы к августу были в основном затарены сырьем.

По данным источника N, был затарен и «ТАГМЕТ».

— Металлурги летом закупили много дорогого сырья, у них закончились квоты на экспорт их продукции — в конце года они, как правило, ориентируются на внутренний рынок, — рассказал Виталий Неклюдов. — Машиностроение в России не выросло, металлургам не удалось увеличить, как они планировали ранее, объемы продаж.

В нефтегазовой сфере, закупающей трубы у металлургов, также в этом году было не все гладко. Нефтяники просили правительство РФ не запрещать оборот вторичных труб нефте- и газопроводов. По данным источника N, нефтяники резко сократили закупки новых труб.

С 1 сентября в России началось квотирование экспорта лома, но лицензии начали выдавать почти на месяц позже. Часть лицензий была выдана уже недействующим компаниям, кто-то получил лицензию на вывоз объема меньше судовой партии и т. п. К тому же в странах — потребителях российского лома (Турция, Южная Корея, Испания, Италия) произошло снижение производства, а соответственно, и падение цен закупки.

— Из 30 донских экспортеров лома сейчас работают только 3. Это «Импэкстрейд», «Акрон юг» и «Интермет», — сообщил г-н Неклюдов. — Уровень цен закупки на экспорт такой же, как на наших площадках. Учитывая высокие транспортные расходы, поставщики практически не привозят лом в порты. Про экспорт лома из Ростовской области можно сказать, что он умер. И это притом, что экспорт из Ростовской области самый выгодный с точки зрения логистики.

Металлургические заводы юга России также в отличие от остальных российских заводов еще нуждаются в сырье, но общероссийские и мировые тенденции сильнее, поэтому цены в регионе упали, как и везде.

— За последний год потребности в ломе на юге России выросли значительно. Ввод новых электроплавильных мощностей удвоил потребности в металлургическом сырье, — заявил Виталий Неклюдов. — Основным потребителем в Ростовской области ранее являлся РЭМЗ. С объемом закупок до 70 тыс. тонн в месяц он определял уровень цен в регионе. Ошибки руководства РЭМЗа в политике закупок сырья привели к банкротству завода. Место лидера занял Абинский ЭМЗ, чьи потребности приближаются к 180 тыс. тонн металлолома ежемесячно. Потребности «ТАГМЕТА» в поставках лома автомобильным транспортом оцениваются в 30 тыс. тонн ежемесячно.

В целом на донском рынке лома черных металлов, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», представлено 185 компаний, включая те, что уже практически не работают, из них только 26 фирм занимаются ломозаготовкой и обработкой, остальные — трейдеры. Среди двадцатки крупнейших — лишь 5 заготовщиков (см. таблицу). В 2018 году суммарная выручка по отрасли составила 34,26 млрд рублей, что на 12% больше, чем годом ранее. Удельный вес двадцатки крупнейших увеличился с 66% до 79%. Топ-20 увеличили совокупную выручку на 28% — до 26 млрд рублей.

В текущих условиях спада цен эксперты предрекают банкротства и дальнейшее укрупнение рынка.

— Переработчики выживут, по крайней мере те, у кого не было больших складских остатков на момент обвала цен, — считает г-н Неклюдов. — Портовики уже ушли, прекратят работать некоторые трейдеры. Банкротство грозит закредитованным компаниям-переработчикам. Сейчас на рынке сбыта нет. Экспортеры не могут купить нужные объемы из-за низких цен. Разница между нашими ценами закупки и продажи за последние месяцы сократилась в 20 раз, многие терпят убытки.

По прогнозу эксперта, рынок начнет восстанавливаться в ноябре — феврале, если не произойдет более глобальных экономических потрясений.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Рост металлопотребления на юге России продолжает оставаться стабильно высоким, а это значит, что производители стали ожидают от заготовителей металлического вторсырья увеличения производительности и еще больших объемов поставок. Такую задачу успешно выполняет ТМК Чермет-Ростов, реализующий треть всего металлолома Ростовской области. Как эффективно отвечать на вызовы современного ломозаготовительного рынка, рассказываем в нашем материале.
Крупные компании
Фирмы гибнут за металл
Выручка Таганрогского металлургического завода («Тагмет», входит в ТМК) одного из крупнейших в стране производителей стальных труб по итогам 2018 года увеличилась на 21% - до 43,8 млрд рублей. Однако чистый убыток при этом оказался больше убытка 2017 года на 15% - достиг 2,1 млрд рублей, следует из годового отчета компании. Рост убыточности завода объясняется опережающим ростом себестоимости и существенным ростом коммерческих и управленческих расходов.
Крупные компании
Фирмы гибнут за металл
Аксайская металлургическая компания (АМК), один из крупнейших переработчиков лома цветных металлов в Ростовской области, в 2018 году произвела 5 тыс. тонн алюминиевой чушки и 7,4 тыс. т медной катанки, сообщил гендиректор предприятия Владимир Смирнов в ходе пресс-тура, посвященного Всемирному дню охраны окружающей среды.
Просмотров: 20131

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ресурсы
Фирмы гибнут за металл
Власти Ростовской области сообщили об увеличении в полтора раза поставок местного угля на зарубежные рынки. Динамику объяснили активизацией работы с покупателями в Турции, Африке и Азии. Сообщается также о намерениях в течение десяти лет увеличить отгрузки донского угля в несколько раз. Заявленный рост должны обеспечить обновление и строительство шахт.
Ресурсы
Фирмы гибнут за металл
Системный оператор Единой энергетической системы (СО ЕЭС) сообщил о планах строительства, реконструкции и увеличения мощности донских электростанций. Рассматривается ввод атомной электростанции в Новочеркасске и ветряной в Пролетарском районе Ростовской области. 
Ресурсы
Фирмы гибнут за металл
Ежегодно около половины новых сотрудников ВТБ в Ростовской области составляет молодежь. Этот показатель сохраняется, несмотря на снижение количества работников в возрасте 30-39 на российском рынке труда.
Ресурсы
Фирмы гибнут за металл
Согласно опубликованному 23 мая исследованию сервиса Headhunter.ru, дефицит рабочих кадров сохраняется. В тройке лидеров по открытым вакансиям — водители, курьеры и грузчики.