Ростов на шестом месте по обеспеченности ТРЦ
В прошлом году в Ростове построен всего один крупный торговый объект, а на этот год ввод масштабных торговых центров в донской столице не планируется. При этом Ростов занимает высокое место по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями.
Консалтинговая компания Colliers International опубликовала исследование рынка торговой недвижимости в регионах по итогам 2019 года. Ростов-на-Дону занял шестое место по уровню обеспеченности качественными торговыми центрами среди 15 городов-миллионников с показателем 473 кв. м на 1000 жителей. Впереди — Самара, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
По итогам 2019 года общая арендопригодная площадь торговых центров, открытых в регионах России (исключая Москву и Санкт-Петербург), составила 312,7 тыс. кв. м, что на 14% ниже, чем в 2018 году. Таким образом, снижение объемов регионального ввода наблюдается на протяжении последних пяти лет. В списке городов, в которых в 2019 году открывались торговые центры, составленном Colliers International, Ростов-на-Дону не значится. А по данным поквартальных справок о вводе объектов капитального строительства департамента архитектуры Ростова, в прошлом году самым крупным торговым объектом стал ТЦ «Леруа Мерлен» на ул. Доватора (16,4 тыс. кв. м). Остальные объекты, построенные местными коммерсантами, гораздо меньше по площади, поэтому их вряд ли можно отнести к качественной торговой недвижимости.
На 2020 год аналитики прогнозируют рост показателя регионального ввода торговых площадей на 80%. Среди учтенных крупных торговых центров опять-таки нет ростовских объектов.
Слабая инвестиционная активность в сфере торговой недвижимости, по всей видимости, объясняется среди всего прочего снижением интереса к региональным рынкам со стороны крупных ретейлеров. По данным исследования, в 2019 году на российский рынок вышли 25 новых международных брендов. При этом все они открылись в Москве, но ни одного в регионах. В 2018 году 4 бренда открылись в регионах и 23 — в Москве.
В 2020 году многие ретейлеры заявили о планах развития не только московских, но и региональных магазинов. Например, компания X5 Retail Group собирается в следующем году открыть до 2000 новых магазинов в формате «у дома» и супермаркетов преимущественно в регионах присутствия. Французский DIY-ретейлер Leroy Merlin в 2020 г. будет развивать свою новую сеть для строителей-профессионалов в России — «МаксиПРО».