Легковые автомобили притормозили
Объем рынка новых легковых автомобилей в Ростовской области в этом году сократился: по данным «Автостата», за 7 месяцев продажи снизились на 5,7%. Рост демонстрировали LADA и дорогие иномарки. Крупнейшие ростовские автодилеры говорят о сохранении показателей на уровне прошлого года за счет разнообразия брендов в портфелях и развития направления продаж подержанных автомобилей.
По данным «Автостата», продажи новых легковых автомобилей в Ростовской области за 7 месяцев 2019 года снизились на 5,7% — до 21,2 тыс. машин. Снижение оказалось более значительным, чем в России в целом, где было продано на 1,3% автомобилей меньше (866,1 тыс. штук против 877,9 тыс. годом ранее).
Директор по маркетингу «AAA моторс» Елена Кикоть связывает отрицательную динамику на местном рынке с падением продаж ряда брендов ниже среднероссийского уровня, сокращением корпоративных парков и уходом марки Ford из розничных продаж.
В условиях сокращения продаж автомобилей поддержку рынку оказывает увеличение выдачи автокредитов. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НКБИ) и «Автостата», во втором квартале этого года количество выданных автокредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом в Ростовской области увеличилось на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, если бы не автокредитование, падение продаж было бы еще более ощутимым. При этом рост выдачи автокредитов связан в первую очередь с действием госпрограмм льготного кредитования («Первый/Семейный автомобиль»), которые были направлены как раз на массовый сегмент.
Лидером продаж традиционно остается марка LADA, продажи которой за 7 месяцев этого года выросли на 5,5% (см. таблицу 1). Самым популярным в Ростовской области стал автомобиль LADA Granta: за 7 месяцев было продано 1850 автомобилей, прирост составил 37%. На второй строчке рейтинга — LADA Vesta: по итогам 7 месяцев продажи этой модели выросли на 19,1% (1620 штук). Универсал LADA Largus тоже вошел в десятку лидеров, его продажи увеличились на 2,5%.
Занимающие вторую и третью строчки рейтинга Kia и Hyundai просели в продажах на 3,8% и 6% соответственно. Наилучшую динамику продемонстрировали BMW (+22,5%), Skoda (+14,8%), Mercedes-Benz (10,5%).
Марка Volkswagen, которая активно наращивала продажи в прошлом году, в этом году продемонстрировала одно из самых серьезных снижений — на 21,7%. Как пояснила директор по маркетингу ГК «Гедон» Виктория Федорова, сказывается отсутствие обновления текущих моделей и переориентация на SUV (паркетники).
— По итогам полугодия мы продали примерно такое же количество машин, как и в прошлом году, — говорит Виктория Федорова. — Разница лишь в балансе: если в прошлом году больше плодоносил Volkswagen, то в этом настал черед Skoda. Суммарно вышли на тот же объем.
В этом году помимо Skoda среди марок, входящих в портфель брендов ГК «Гедон», лидирует также Kia. Рост продаж связан с наличием широкого модельного ряда автомобилей на любой вкус и кошелек, гибкой политикой и поддержками дистрибьюторов.
В портфеле брендов «ААА моторс», по словам Елены Кикоть, в первом полугодии положительную динамику продемонстрировали Skoda (+25%), Renault (+4%), Jaguar Land Rover (+19%). Выручка компании увеличилась на 11,2% за счет роста среднего чека и изменения модельного микса в сторону более дорогих моделей.
К главным трендам рынка можно отнести развитие направления продаж автомобилей с пробегом крупнейшими ростовскими игроками.
По словам Елены Кикоть, в первом полугодии этого года доля авто с пробегом в структуре прибыли «ААА моторс» увеличилась с 5% до 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
У ГК «Гедон» в этом году также вырос объем продаж автомобилей с пробегом. Как сообщила Виктория Федорова, в прошлом году группа сама начала заниматься этим направлением, а не сдавать другим компаниям, как раньше. Соотношение новых и подержанных авто в структуре продаж ГК «Гедон» сейчас составляет 70/30.
По словам руководителя компании Fresh Auto Ростов, которая специализируется на продаже автомобилей с пробегом, Андрея Скрипского, по итогам первого полугодия в Ростове было продано 3982 автомобиля, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них 3602 автомобиля с пробегом, 380 — новых. Он объясняет рост внедрением новых технологий. Компания запустила такое направление, как автоаукцион, увеличила качество входящей диагностики, вывела клиентоориентированность на новый уровень.
— Рынок автомобилей с пробегом достаточно большой, и пока мы не чувствуем конкуренции, — говорит он. — Единственные конкуренты — частники. Но рынок постепенно, маленькими шажками становится профессиональным, соответственно, доля их сделок уменьшается.
По его словам, наиболее востребованными марками с пробегом в Ростовской области выступают LADA, Hyundai и Kia.
Тем не менее объем рынка подержанных авто в Ростовской области все же немного сократился (см. таблицу 2). По данным «Автостата», за 7 месяцев этого года продажи автомобилей с пробегом составили 87,2 тыс. единиц, что на 2,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.