Дорогое утешение
Ослабление рубля оказывает негативное влияние на продажи легковых автомобилей. При этом дилеры отмечают небольшое оживление спроса на дорогие авто.
Российский рынок легковых автомобилей по итогам 2013 года просел на 5%. Продажи лидера рынка — марки LADA — снизились в Ростовской области на 6,3%. Дилеры отмечают рост спроса на автомобили стоимостью выше 1 млн руб. По их мнению, это связано с тем, что эти авто продаются пока по ценам прошлого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 5%. Общей статистики по Ростовской области пока нет, есть лишь цифры по отдельным маркам. Как сообщили в «Автостате», традиционный лидер продаж в Ростовской области — марка LADA — просел на 6,3%. Всего в области было продано немногим более 12 тысяч машин этой марки.
— В 2013 году продажи автомобилей марки LADA у нас снизились на 15% по сравнению с 2012 годом, — говорит руководитель направлений LADA и Daewoo компании «Темп-Авто» Александр Еремеев. — Надежды на то, что рынок оживится в декабре, к сожалению, не оправдались. Но в феврале этого года завод начал предоставлять скидки от 15 до 40 тыс. рублей на авто, что оживило продажи. Объем продаж Daewоо остался на уровне прошлого года, несмотря на то что Nexia и Matiz просели.
По словам Александра Еремеева, положение этой корейской марки спасла выпущенная в сентябре 2013 года Daewоо Gentra (от 399 тыс. рублей), заявки на которую начали поступать еще в августе.
Гендиректор AAA Motors Олег Ландин сообщил, что 2013 год был успешным для компании.
— Мы выполнили свой количественный план продаж — 13379 автомобилей, это на 4% больше, чем в 2012 году, притом что российский рынок просел на 5%, — отмечает он. — Мы выросли за счет открытия новых дилерских центров — второго центра Audi в Краснодаре и второго центра Renault в Воронеже. Существующие центры также показали рост. В нашем портфеле наибольший рост продемонстрировала марка Audi, представленная тремя дилерскими центрами в Ростове и Краснодаре. Совокупно продажи Audi выросли на 19% по сравнению с 2012 годом. В Ростове лидерами продаж из представляемых нами марок стали Renault (+9%) и Hyundai (+5%).
Олег Ландин выделяет две основные тенденции российского рынка: в 2013 году доля иномарок выросла с 75,4% до 77,8%, а премиум-сегмент — с 8,4% до 9,2% (прогноз на 2014 год — 10%).
Самыми дорогими автомобилями, приобретенными в компании AAA Motors, по словам Олега Ландина, в 2013 году стали 2 автомобиля Range Rover стоимостью 6,750 и 6,358 млн руб. и Audi R8GT за 6 млн руб.
Рост спроса на автомобили премиум-сегмента отмечают и в других компаниях.
— Мы начали работу в Ростове 1 ноября 2013 года, — рассказывает директор по продажам и маркетингу компании «КЛЮЧАВТО» Сергей Киселев. — Четвертый квартал мы провели в разминочном темпе, присматриваясь к новому для себя рынку. Несмотря на это, нам удалось реализовать более 300 автомобилей, что превзошло наши первоначальные ожидания. Мы уверены, что составим достойную конкуренцию в премиум-сегменте и укрепим позиции бренда Mercedes-Benz в столице ЮФО.
— Доля проданных автомобилей стоимостью более 1 млн руб. в первые два месяца 2014 года в 2 раза выше, чем в IV квартале 2013 года, — сообщает руководитель продаж автоцентра «Гедон-Аксай» Александр Мухоньков. — Основные продажи в этом ценовом сегменте пришлись на Volkswagen Tiguan, средняя цена которого составляет 1,2 млн руб., хотя модель Volkswagen Touareg стоимостью до 2,5 млн руб. в начале года тоже продавалась. Пока импортные автомобили продаются по старому курсу евро (в пределах 41 руб.), поскольку все дилеры в конце года затоварили свои склады и сейчас распродают авто 2013 года. Однако есть информация, что в ближайшее время цены могут вырасти на 15%. Таким образом, более дорогие авто могут подорожать на 150–500 тыс. руб. Поэтому покупатели сейчас активизировались, последнюю неделю мы наблюдаем рост продаж. Трафик остался таким же, как и в прошлом году, но он стал более целевым.
— Курсы доллара и евро очень выросли за последнее время, цены на автомобили будут расти, — соглашается Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат». — На стоимость импортируемых машин курс валют влияет напрямую — по новым поставкам цены будут скорректированы. На производимые в России иномарки цены тоже будут расти, так как у производств не очень высокий уровень локализации и при выпуске российских автомобилей используется много импортных комплектующих. Так что и на отечественные машины цены постепенно вырастут, но, возможно, не так быстро.