Дилеры легковых автомобилей притормозили
Темпы роста продаж у ростовских дилеров легковых автомобилей в 2012 году составили всего 7,3%, это намного меньше, чем в 2011-м.
Наиболее продаваемыми по итогам года стали марки, выпускающие бюджетные модели. В пятерке лидеров продаж в 2012 году произошли изменения. На первом месте по-прежнему LADA, которая снизила темпы продаж. Chevrolet вышел на второе место в рейтинге, обогнав Hyundai. Список покинул Daewoo, его место занял Renault.
По информации аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, в 2012 году в Ростовской области было продано 73,8 тысячи новых легковых автомобилей, что на 7,3% превосходит результат 2011-го. В 2011 году темпы роста были более значительными — 43%. На российском рынке зафиксирован рост продаж на уровне 10,2%.
Лидером продаж в Ростовской области, как и в целом по России, традиционно остается LADA. Однако в 2012 году наблюдалось падение продаж этой марки аж на 17,7%. На общероссийском уровне LADA в этом году также продемонстрировала падение, но на 12,8%. Федеральные эксперты связывают снижение продаж «АвтоВАЗа» со сменой модельного ряда и прекращением программ господдержки, а также с растущим числом продаж иномарок, произведенных на территории РФ. — Средняя стоимость покупаемого автомобиля растет, — пояснил один из участников рынка. — LADA для многих автовладельцев — первый автомобиль. Когда перед такими покупателями встает вопрос о смене машины, то они доплачивают и меняют ее на иномарку.
На втором месте после LADA — Chevrolet, в 2012 году он обогнал Hyundai, который в 2011 г. прочно занимал вторую строчку рейтинга. Продажи Hyundai превышали продажи Chevrolet практически в 2 раза.
Как пояснил руководитель отдела продаж ООО «Авангард» Юрий Самощенко, в статистику Ростовской области попадал объем продаж автомобилей Hyundai, производимых на ТагАЗе и реализуемых по всей России. В 2012 году производство этой марки на Таганрогском автозаводе существенно сократилось, что повлияло на статистику.
Марка Chevrolet попадает в список лидеров продаж уже на протяжении 6 лет. В 2012 году «Авангард» реализовал 1820 автомобилей этой марки, что на 300 штук больше, чем в 2011-м. Другие ростовские дилеры Chevrolet — «Астра-Авто» и «Экспресс-Моторс» — реализовали в 2012 году 1499 и 1087 автомобилей соответственно.
— Популярность Chevrolet как в Ростовской области, так и в целом по России объясняется соотношением цены и качества, — говорит Юрий Самощенко. — В каждом ценовом сегменте Chevrolet стремится быть на ступеньку ниже, чем конкуренты. При этом в его производстве применяются инновационные технологии, и даже бюджетные модели Chevrolet сейчас имеют пять звезд по безопасности.
Chevrolet в лидерах и по темпам роста продаж, тем не менее в 2012 году по сравнению с 2011-м произошло снижение (29,9% против 86,5%).
Hyundai, переместившийся на третью строчку рейтинга в статистике Ростовской области, продемонстрировал в 2012 году рост в 14,4%.
— Снижения темпов продаж Hyundai в 2012 году не произошло, — говорит начальник отдела продаж «ААА моторс Hyundai» Сергей Дорогань. — В 2011 году большие объемы продаж были связаны с выпуском нового Hyundai Solaris. Завод, производящий Solaris в Санкт-Петербурге, выпустил около 100 тысяч автомобилей за год, дилеры вели очень активную работу, осуществлялась информационная поддержка. В Ростовской области большим спросом пользуются другие модели Hyundai, в частности полноприводный кроссовер ix35, Santa Fe.
Замыкают пятерку лидеров KIA и Renault. KIA в 2012 году, как и в 2011-м, занимает 4-ю строчку рейтинга. Но темпы роста эта марка существенно увеличила — до 44,8% против 23,1% в 2011-м. Как уже отмечал N, KIA активно наращивала продажи в Ростовской области, а дилеры этой марки в 2012 году делали ставку на продажу новой модели KIA Rio, относящейся к массовому сегменту.
Как отмечал директор «Автостата» Сергей Целиков, наиболее популярными в России остаются марки, предлагающие бюджетные модели.
Renault в 2012 году занял пятую строчку рейтинга, продемонстрировав рост в 35,4%, вместо Daewoo, который переместился аж на 10-ю позицию. Возможно, падение продаж марки Daewoo связано с тем, что рынок давно не видел ее новых моделей.
Хорошие показатели роста в 2012 году в Ростовской области также демонстрировала марка Volkswagen, которая находится на шестой строчке рейтинга (+37,2%).
— В 2012 году мы увеличили объем продаж автомобилей Volkswagen на 20%, — говорит руководитель отдела продаж ООО «Л-Авто» Александр Мухоньков. — Мы избрали другую маркетинговую политику, в частности организовывали выездные тест-драйвы, в том числе в города области, проводили дни открытых дверей, флешмобы и т. д. Все это дало очень хороший эффект и помогло увеличить продажи.
Характеризуя 2012 год, Юрий Самощенко обратил внимание на спад в IV квартале. Летом активно обсуждалась тема введения утилизационного сбора, и все ожидали, что осенью машины подорожают, поэтому многие поспешили совершить покупку заранее.
В минувшем году увеличилось число проданных в кредит автомобилей. В «Авангарде» в 2012 году их доля составила 38% против 25% в 2011-м. В компании прогнозируют, что в текущем году эта доля увеличится до 40–45%. По наблюдениям Юрия Самощенко, ставки банков в 2012 году чуть-чуть поднялись, но увеличение цен компенсировалось дилерами, делавшими специальные предложения для покупателей, которые приобретают автомобили в кредит. Цены на автомобили в 2012 году выросли незначительно — на несколько процентных пунктов, утверждают дилеры.
Аналитики прогнозируют, что в 2013 году рынок останется на том же уровне, который был достигнут им в прошлом году. В частности, председатель АЕБ Йорг Шрайбер говорил, что перспективы рынка в 2013 году не позволяют надеяться на быстрый возврат к росту, выраженному в десятках процентов. В то же время, по данным аналитика «Автостата» Азата Тимерханова, в январе 2013 года на рынке Ростовской области наблюдался значительный рост продаж автомобилей — на 54,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.