Журналистам показали цирк изнутри
Акробаты и гимнасты шоу «Аливрувер» провели открытый урок для журналистов на манеже Ростовского государственного цирка. Представители прессы попробовали свои силы на акробатической дорожке, русской палке и специальных ремнях.
Цирк обычно ассоциируется с яркими костюмами, светом софитов, сложными акробатическими номерами, которые выполняются артистами с легкостью и улыбкой. Будний день, пустой зал, приглушенный свет, в одной части манежа артисты в обычной спортивной одежде отрабатывают поддержки. Посередине манежа красная акробатическая дорожка, на ней по очереди другие артисты делают сальто вперед. Журналистов встречают заслуженный артист цирка, режиссер-педагог Борис Артемьев и администратор цирка Дмитрий Артемьев. Отец и сын приглашают прессу на манеж.
— Есть несколько способов попасть в цирк: первый — это родиться в семье артиста цирка, второй — это прийти в номер учеником к кому-то, либо поступить в училище или прийти в цирковую студию, получить образование. Училище у нас одно, и оно в Москве. Я по профессии клоун-акробат, в дипломе так и написано, — рассказывает администратор Ростовского государственного цирка Дмитрий Артемьев.
Несмотря на то что он имеет цирковое образование, на манеж его привела родословная и, прежде чем заняться администрированием, Дмитрий Артемьев выступал на манеже с 5 до 19 лет.
— Меня вообще в цирк принесли сразу из роддома, маме нужно было работать, — продолжает рассказ его отец Борис Артемьев.
Будучи режиссером-педагогом, Борис Артемьев воспитал не одно поколение артистов, поэтому он точно знает, как заставить людей выполнять упражнения, даже если в цирк их привело редакционное задание. Свой мастер-класс заслуженный артист начинает с того, что учит искусству поклона. Ибо, по его словам, финальный поклон — это главное в номере. Отрабатывая разные виды поклонов, понимаешь, что их все объединяет одно — делать их нужно, держась гордо.
— Отработав 20 лет в жанрах, которые связаны с физическими нагрузками, артист официально получает пенсию. Дальше он может поменять жанр, взять дрессуру или что-нибудь легче. От физических нагрузок изнашивается все, если ты вкалываешь как артист, а не просто иногда занимаешься для здоровья, — отмечает Дмитрий Артемьев.
Чтобы убедиться в этих словах, прессе предложили попробовать свои силы на акробатической дорожке под руководством Семена Крицкого. После простых прыжков и кувырков кое-кто под руководством артистов все-таки решился постоять на руках и даже сделать сальто. Затем журналисты попробовали повисеть на высоте пары метров под куполом цирка на ремнях — выше прессу поднимать побоялись. От ремней под руководством Вячеслава Лебедькова приступили к прыжкам на русской палке. Они отличаются тем, что сама палка, сделанная из специального гибкого материала, позволяет раскачивать стоящего на ней. Благодаря этому акробаты могут совершать эффектные прыжки в темпе раскачивания палки. Существует несколько разновидностей техники «Русская палка», в отечественном цирке вольтижерам принято держать палку на плече. Артисты шутили, что тот, кто стоит на палке, не делает ничего, но на самом деле, чтобы просто стоять на этой палке, нужно сконцентрироваться и максимально зафиксировать свое тело, не шевелясь, хотя постоянно кажется, что палка уходит из-под ног, не говоря уже о прыжках.
Когда двухчасовой мастер-класс подошел к концу — именно столько обычно на манеже выделяется каждый день времени артисту на репетиции своего номера, — Борис Артемьев сказал журналистам, что они теперь тоже немного артисты, раз оказались на манеже и попробовали на себе, что такое цирк изнутри.
— Манеж — это не круг, это такая сакральная штука. Все артисты работают и репетируют на нем, они вырабатывают мощнейшую энергетику, я назвал ее энергетикой победы. Победы прежде всего над самим собой, своим страхом, ленью, неуверенностью. Цирковой манеж хранит и накапливает эту энергию, и когда артисты в конце номера открывают руку в финальном комплименте, они выплескивают эту энергию в зал, а зрители, хлопая в ладоши, впитывают ее, на время избавляются от своих проблем, болезней, комплексов. Вот в этом и есть сакральная сущность цирка, мне долго нужно было прожить, чтобы это понять, — поделился с журналистами Борис Артемьев.