«Техника на грани живописи и ювелирного искусства»
Горячая эмаль — это одна из древнейших техник декоративно-прикладного искусства, появившаяся более 3000 лет назад. Эмаль представляет собой порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин. Она наносится на медную основу и обжигается в специальной муфельной печи. Разные виды и цвета эмали требуют разной температуры обжига — от 700 до 900 градусов.
Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь регулировать время и температуру обжига, именно это и формирует уникальность каждого произведения. Создатель мастерской «Намеди», художник-эмальер Анастасия Ефименко рассказала N об искусстве горячей эмали. Основа технологии скрыта в названии мастерской — «Намеди»: рисунок наносится на медную пластину, а многократный обжиг позволяет получить неповторимое сочетание оттенков.
N: — Почему именно горячая эмаль?
А.Е.: — Началось мое знакомство с техникой горячей эмали в 2016 году. Я тогда училась на втором курсе ЮФУ на кафедре «Дизайн интерьера» и имела возможность в свободное время приходить в эмальерную мастерскую на базе вуза. Обучил меня этому искусству заслуженный художник России Георгий Иванович Лиховид. Самое привлекательное для меня в эмали — это непредсказуемость. Никогда не можешь быть уверенным на 100% в том, что получится после обжига. Высокая температура всегда вносит свои коррективы.
N: — Эмальеры — это закрытое профессиональное сообщество?
А.Е.: — Не закрытое, просто малочисленное. С эмалью работают единичные мастера по миру. Зачастую они поддерживают друг друга и знают поименно. Сейчас в Ростове, в Музее изобразительных искусств на Пушкинской открыта потрясающая выставка «Ее величество Эмаль». Эмальерной выставки такого крупного масштаба, кажется, еще в Ростове не было. Три больших зала, огромное количество работ, изображения, похожие на сон! Кроме картин Георгия Ивановича на выставке представлены работы всей его семьи и многочисленных учеников. Все мы являемся участниками «Донской Творческой Мастерской Likhovid & Co». Выставка проходит до 25 февраля. В теории, попробовать себя в эмальерном искусстве может каждый, независимо от возраста и способностей. Но, к сожалению, в Ростове нет ни одной общедоступной мастерской. Зато есть в Ярославле и в Москве.
N: — Как появилась собственная мастерская?
А.Е.: — Когда в университете мастерская закрылась, не осталось другого выхода, как приобрести собственную печь, чтобы работать дома. В 2017 году началось обустройство моей домашней мастерской. Полгода я собирала необходимые инструменты. В моем арсенале — шлифовальный брусок, молоток, респиратор, стамеска, ножницы по металлу, листовая медь, перчатки сварщика, киянка и еще множество инструментов и самодельных приспособлений. Мне удалось обустроить мастерскую только благодаря колоссальной всесторонней поддержке семьи. Самостоятельно это было бы практически невозможно.
N: — Эмаль — это бизнес или все же хобби?
А.Е.: — Мое основное занятие — дизайн интерьера. Изготовление панно в технике горячей эмали — это и хобби, и прекрасная возможность дополнить собственные дизайн-проекты. Сейчас я не стремлюсь зарабатывать этим искусством на жизнь. Это, скорее, отдых, эксперимент, развлечение. Помимо панно я пробую делать разные вещи. Например, шкатулки и броши. Работать над маленькими изделиями так же интересно, как и над большими эксклюзивными панно для интерьера. Каждое изделие — это мое личное открытие. С каждой новой работой я учусь новому и приобретаю опыт. Это непередаваемое ощущение, когда ты закладываешь работу в печь и ждешь с замиранием сердца несколько минут, чтобы посмотреть на результат после обжига. Горячую эмаль можно изучать всю жизнь, настолько она многогранна и непредсказуема. Чтобы создать небольшое панно, которое выглядит как настоящая драгоценность, необходимо около недели провести в мастерской, занимаясь тяжелым физическим трудом. Помимо работы с самой эмалью приходится самостоятельно обрабатывать дерево для оформления и подготавливать к работе медь.
N: — Горячая эмаль — это дорого?
А.Е.: — Горячая эмаль высоко ценилась во все времена и всегда считалась элитарным видом искусства. Панно в этой технике находятся на грани живописи и ювелирного искусства. В интернете цены на картины известных художников-эмальеров варьируются от 20 000 до 100 000 рублей и выше. Я пока не завышаю цены. Мои работы стоят от 3000 до 15 000. Люди не всегда готовы отдать такие деньги. Поэтому, необходимо объяснять, что это не просто картина, а «живопись стеклом по металлу», которая навсегда сохранит первоначальный вид. Я много рассказываю людям про способ производства и про достоинства горячей эмали.
N: — И так появились ваши познавательные страницы в соцсетях?
А.Е.: — Да. Уже год я веду аккаунт в «Инстаграме». Изначально он задумывался как онлайн-галерея, где будут только фото моих работ. Однако со временем мой аккаунт начал превращаться в блог про искусство эмалирования. Я рассказываю про технику, показываю процесс, оповещаю людей о новых выставках, посвященных эмали. В реальной жизни тоже существует много способов заявить о себе миру. Недавно мои работы приняли на реализацию в салон текстиля Radix. В планах — сделать несколько крупных работ и отправить в галереи Санкт-Петербурга.
N: — Кто ваши покупатели?
А.Е.: — Определить своего покупателя оказалось самой сложной задачей. Люди разных возрастов и профессий интересуются моим искусством. Дизайнеры интерьера включают панно в свои проекты. Иногда у меня заказывают эмаль для конкретной комнаты. Тогда мы согласовываем с заказчиком изображение и цвет рамы. Также люди покупают панно в качестве подарка друзьям, родственникам и руководителям компаний.
N: — А есть картины, с которыми не хочется расставаться?
А.Е.: — Некоторые работы я делаю на заказ, некоторые для себя, для участия в выставках и декорирования собственного дома. Если вдруг человек заинтересуется работой, которую я хотела оставить себе, я с радостью ее отдаю. Однако есть три картины, которые я решила никогда не продавать. Это мои самые первые работы, которые я делала под руководством Георгия Ивановича.