«Сергей вел совершенно незнакомый ему самолет, и что-то пошло не так»
На аэродроме Дугино в феврале потерпел крушение самолет RV-8 CETUS, за штурвалом которого находился совладелец аэродрома, предприниматель Сергей Баштырев. Пилот и его пассажир погибли. В Следственном комитете сообщают, что следствие рассматривает две возможные причины аварии — неисправность самолета и ошибку пилотирования. Совладелец аэродрома Сергей Солод считает, что причиной стал человеческий фактор, ошибка в ходе ознакомительного полета.
Г-н Солод называет самолет марки RV-8 CETUS, на котором совершался ознакомительный полет, «полупилотажным», требующим особых навыков от летчика. И, несмотря на то что погибший Сергей Баштырев был опытным пилотом, именно малый срок налета на новой технике мог сыграть роковую роль.
N: — Погибшего называют прекрасным пилотом, самолет был новым, что же произошло?
С.С.: — Сергей Баштырев был опытным пилотом, летал много лет. С уверенностью могу сказать, что самолет был в прекрасном техническом состоянии, совершенно новый. Сергей купил его недавно (самолеты RV, продаваемые в России под маркой Cetus, выпускаются не одно десятилетие и имеют репутацию надежных машин, срок эксплуатации которых составляет более 50 лет. Стоимость такого самолета — свыше 11 млн рублей. — N). Это действительно был пробный полет, но формулировка, которая прозвучала в прессе, — «пилот-любитель испытывал новый самолет» — не верна, это был ознакомительный полет, чтобы познакомиться с новой машиной. Уверен, что причиной стал человеческий фактор. Для примера: вы можете прекрасно водить переднеприводный автомобиль, точно знать, как, например, входить в поворот, чего ждать от машины. Но если вы впервые сели за руль заднеприводной машины, то можете не рассчитать реакцию на ваши действия, машина поведет себя совсем иначе. Тут произошло то же самое — Сергей вел совершенно незнакомый ему самолет, и что-то пошло не так. RV-8 CETUS — это другой класс техники, полупилотажный самолет, позволяющий выполнять ряд пилотажных фигур, он требует особых навыков, многих часов налета.
N: — Как продвигается следствие? Ждут ли аэродром усиленные проверки?
С.С.: — Конечно, следствие обязано разобраться в происшедшем, провести все необходимые действия, но для нас причины уже понятны, и каких-то неожиданных выводов не будет. Сейчас на аэродром посыпались проверки, но это стандартная ситуация, так же как при серьезном ДТП, и мы просто ждем, когда все закончится.
N: — Происшествие как-то повлияет на внутренние правила аэродрома?
С.С.: — Никаких существенных изменений не требуется, у нас изначально все требования по безопасности были на высоком уровне и должным образом обеспечивали безопасность полетов. Возможно, несколько усилится контроль за предполетной подготовкой.
N: — Сказалась ли авария на клиентах и арендаторах аэродрома?
С.С.: — Никак не сказалась. Полетов с учетом сезона меньше не стало. К сожалению, трагедии случаются. Но ведь даже после резонансных ДТП люди вновь садятся за руль, так и тут — выводы сделаны, но это не значит, что нужно отказаться от полетов.
В последние полгода аэродром активно развивается, построены новые ангары. Увеличилось число самолетов — сейчас их у нас уже 19.
N: — В рейтингах поисковых систем по запросу «Дугино» лидирует аэроклуб «Рост-Авиа». Какое отношение он имеет к Дугино?
С.С.: — Это наши постоянные арендаторы. Сейчас аэродром уже достаточно большой, у нас базируется три аэроклуба. В частности, «Рост-Авиа» активно предлагает полеты и обучение. Непосредственно с клубом «Дугино» они никак не связаны.
N: — Два года назад вы предсказывали скорое появление аэромаршруток в ростовском небе. Прогноз придется пересмотреть?
С.С.: — Популярность малой авиации стабильно растет. В прошлом году было большое количество желающих лететь к черноморскому побережью, и особенно в Крым. По сравнению с прочими предложениями транспорта до полуострова малая авиация сильно выигрывает по времени и комфорту.
Да, сейчас платежеспособность некоторой части клиентов несколько снизилась, но отката назад я не вижу. Вероятно, темпы роста несколько снизятся в этом году. Интерес к малой авиации есть.
Оснований предполагать, что происшедшая авария отрицательно скажется на спросе на местные перелеты, нет. Статистика показывает, что воздушный транспорт с большим отрывом обгоняет по безопасности автомобильный.