Посмотреть и рассудить
Творческое объединение «Человек в кубе» показало на сцене Молодежного театра спектакль «Жизнь господина де Мольера», в котором зрителям отведена роль судей.
В основе жизнеописания драматурга и комедианта, поставленного частным театром «Человек в кубе», роман Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Актрис в постановке всего две, но они и рассказчицы, и ведущие заседания суда, на котором роль присяжных выполняют зрители. Интерактивная постановка дала старт проекту «Спектакль о...», призванному рассказать о знаковых для своего времени авторах: А. С. Пушкине, Л. Кэрролле и других. Для «Человека в кубе», изначально заявленного как экспериментальный проект, «Жизнь господина де Мольера» стала первой театральной лабораторией, где во главу угла поставили ощущение зрителя. В малом зале РОАМТа людей разместили повсюду: и на привычных местах, и за длинными столами на сцене, превращенной на время спектакля в зал заседаний суда. За счет объединения пространств режиссеру Катерине Рындиной удалось стереть границы между зрителями и актерами, незыблемые в классическом театре. Во многом благодаря этому рассказ «по тексту» превратился в увлекательное действо под руководством актрис Марии Клочковой и Валерии Василенко. В соответствии с режиссерской задумкой в течение двух часов зрителю рассказывают и показывают в нарисованных лицах, сколь долгий и нелегкий путь прошел известный пересмешник и прародитель Комеди Франсез. Главный герой — тряпичная кукла в знаменитой маске с носом — оказывается на расстоянии вытянутой руки. Вот здесь, у всех на виду, господин де Мольер творит и хворает, женится и становится рогоносцем и, наконец, отправляется в последний путь — в чемодане с красной обшивкой. Биография драматурга далеко не безупречна — зритель может оценить все аргументы pro и contra и составить собственное мнение о личности Мольера.
Расхожее сегодня слово «интерактив» как нельзя лучше подходит для описания спектакля. Свой вклад в разбирательство по делу Мольера вносит каждый из зрителей: подсказывая подслеповатым докторам, как отыскать улицу Ришелье и самого больного, изучая «машинописное» описание Клермонтской коллегии, где учился драматург, и, наконец, заполняя бюллетень для голосования, призванный решить, хоронить ли не принятого церковью и оставленного врачами писателя. По ходу спектакля становится все очевиднее: происходящее — талантливая игра для зрителей и с ними. Игра, где нет проигравших, включая главного героя. Исход голосования предопределен: единственный возможный вариант — ответ «да» в его пользу.
Спектаклем о Мольере «Человек в кубе» дал старт проекту «Спектакль о...». Его цель — рассказать об авторах, оставивших заметный след в истории театра и литературы. Следующую постановку здесь планируют посвятить А. С. Пушкину, приурочив премьеру к дню рождения писателя. К моменту написания материала место оставалось неопределенным.