Овербукинг сдержит цены на авиабилеты
Эксперты в сфере авиационных перевозок критически восприняли предложенную депутатами Государственной Думы инициативу ввести крупные компенсации со стороны авиакомпаний пассажирам, пропустившим свой рейс из-за того, что на него было продано больше билетов, чем есть мест в самолете (такая ситуация называется овербукингом). Аналитики пришли к выводу, что запрет на овербукинг приведет к подорожанию авиабилетов и снижению рентабельности бизнеса перевозчиков.
О планах депутата Госдумы от «Справедливой России» Игоря Ананских, занимающего пост заместителя думского комитета по энергетике, внести в нижнюю палату парламента законопроект, вводящий штрафы за овербукинг, стало известно 18 сентября. Разработчики проекта предлагают обязать авиакомпании выплачивать пассажирам, которые пропустили свой рейс из-за овербукинга, компенсацию в размере десятикратной стоимости купленных ими билетов.
Возражения экспертов против принятия данной инициативы базируются на том, что овербукинг — обычный инструмент повышения экономической эффективности авиакомпаний и сдерживания роста цен на билеты, которым активно пользуются западные перевозчики. Аналитики сходятся во мнении, что для развития пассажирских перевозок следует не запрещать овербукинг, а регулировать его применение на уровне законодательства. На данный момент нормативной базы для применения этого механизма в России нет.
— Его внедрение просто позволит российским перевозчикам делать то, что практикуется авиакомпаниями во всем мире, — объясняет партнер Bain & Company Андрей Панов. — Западные перевозчики научились с этим работать, и скандалов на этой почве практически не возникает, поскольку пассажиры, как правило, соглашаются на предложенные авиакомпанией условия.
Авиаперевозчики уже обращались в Минтранс с предложениями принять закон, устанавливающий порядок применения овербукинга, подчеркивая, что именно четкий порядок применения этого механизма позволяет зарубежным игрокам избегать конфликтов с пассажирами, не попавшими на рейс. В каждой подобной ситуации авиакомпания знает свои обязанности перед пассажирами, а последние, в свою очередь, понимают, на что могут рассчитывать.
Генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак прогнозирует заметное подорожание авиабилетов в том случае, если законопроект о запрете овербукинга будет принят вопреки мнению профессионального сообщества. По его мнению, перевозчик, предоставляющий высокий уровень сервиса, в любом случае позаботится о своих пассажирах. В то же время отсутствие возможности прибегнуть к овербукингу приведет к снижению средней загрузки бортов российских авиакомпаний, в результате чего пассажирам придется платить за пустующие места, и стоимость билетов вырастет, уверен г-н Рыбак.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что предложенный депутатами законопроект носит популистский характер. По мнению эксперта, профильный департамент Минтранса не поддержит эту инициативу.