На митапе обсудили ментальные трудности
Руководители НКО, работающих с семьями, в которых воспитывают детей с ментальными нарушениями, и родители таких детей обсудили проблемы, связанные с реализацией возможностей людей с ментальными трудностями. В ходе обсуждения поднимались основные вопросы инклюзии — трудоустройство, бытовая самостоятельность и осуществление социальных прав.
На специальном митапе, который организовала АНО «Центр “Содействие”», была составлена карта возможностей для людей с ментальными трудностями: выведены проблемные зоны, гипотезы по их исправлению, а также уже существующие способы решения ряда вопросов.
Инна Володина, руководитель регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), выделила четыре основные проблемные зоны для таких детей: развитие навыков повседневной жизни, то есть обращение к врачу, оплата коммунальных услуг и т. д.; создание собственной среды — места и возможности для отдельного проживания, трудоустройство; инклюзия и готовность к ней общества; повышение родительской квалификации.
Согласно опросу, проведенному центром «Содействие», первостепенной задачей для большинства (19% респондентов) является именно развитие самостоятельности в быту. Для развития такого опыта в некоторых городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Пскове и Краснодаре) существуют квартиры сопровождаемого проживания. В Ростове таких нет.
Поэтому НКО стараются использовать другие доступные ресурсы. Например, у центра «Надежда» есть проект «Добрая среда», как раз для людей возраста 18+, в рамках которого стабильные группы из семи человек занимаются приготовлением пищи, уборкой и прочими бытовыми задачами. А центр лечебной педагогики «СВеЧа» проводит занятия по развитию социально-бытовых навыков.
Сразу несколько проблем возникло при обсуждении вопросов трудоустройства. Во-первых, это отсутствие так называемого «ясного языка». На сайтах госорганов, в том числе и центра занятости, используемые фразы не будут понятны человеку с ментальными нарушениями. Во-вторых, загруженность работников, из-за которой редко получается организовать сопровождение человека с такими нарушениями, обязательное по закону. Наконец, не всегда работодатель заинтересован в том, чтобы брать на работу инвалидов, которым требуется адаптация рабочих мест (особое оборудование, дополнительное время для отдыха).
— Есть общая статистика по трудоустройству инвалидов, но отдельной для людей с ментальными нарушениями — нет. И это в настоящее время не позволяет отследить ситуацию: насколько успешно инвалиды трудоустраиваются, какой процент из обратившихся получит работу. Полагаю, что ведение такой статистики позволило бы более ярко увидеть ситуацию, — рассказывает Светлана Глущенко, адвокат по гражданским делам и мама девочки с особенностями.
Некоммерческие организации помогают справляться семьям и с трудоустройством: берут к себе на работу бывших учеников или находят места, где их примут. А ростовский филиал фонда «Я есть!» и вовсе хочет открыть магазин при мастерских (гончарной и прочих), в которых занимаются дети, чтобы продавать их изделия. По словам педагогов, это очень важно для самих ребят — они не просто приходят на занятие, но и делают что-то действительно полезное.
Для 30% опрошенных «Содействием» родителей детей с ментальными трудностями трудоустройство является одной из важнейших задач. Самое сложное для НКО — найти средства для осуществления всех планов для обеспечения возможностями детей с особенностями развития.
— Пока мы не видим иного ресурса, кроме развития фандрайзинговой системы и поиска корпоративных и частных доноров, — говорит Людмила Нам, директор АНО «Центр “Содействие”».