Биомеханика параллельного мира, или Люди в двоичном коде
Персональная выставка известной ростовской художницы Марии Богораз «1001b», открывшаяся в галерее современного искусства 16thLINE, заставила многих нервно содрогнуться. Перед посетителями предстали экспонаты, отдаленно напоминающие не то уродливых зародышей, не то пришельцев из космоса. В то, что это такие же человеческие существа, как и мы сами, верилось с трудом.
Показать реалии нашего мира сквозь призму мира параллельного — такую цель поставила перед собой художница. На выставке объясняют: «Человек под властью технологий, подключенный через мозг и нервную систему к киберпространству, безвозвратно теряет свой человеческий облик. Однако обыденность не позволяет ему как следует вглядеться в себя».
Существа Марии Богораз выглядят живыми, но при этом они насквозь пронизаны проволокой, железными трубками и проводами, а их лица скреплены металлическими вставками. Такой футуристический стиль объединения живого и неживого в единое целое в современном искусстве называют биомеханикой.
Биомеханическое искусство появилось сорок пять лет назад вместе с выходом альбома постеров «Биомеханоиды» швейцарского художника Ганса-Руди Гигера. Его существа, написанные по ночным кошмарам, вдохновили режиссера Ридли Скотта на создание всемирно известных образов фильма «Чужой». Мария Богораз признается — сходство с пришельцами из кино есть, но скорее косвенное:
— Вообще, я не фанатка этой картины, но идея здесь та же. Думаю, она сейчас витает в воздухе.
Позади скульптур вывешены эскизы. На них изображены все мутации, якобы превратившие людей в биомеханических существ. Сейчас у этих организмов даже нет имен — теперь это объекты под порядковыми номерами, что символизирует происшедшую с ними трансформацию. Число 1001 в названии выставки также не случайно. Оно намекает на параллельный мир — это 9 в двоичном коде. Столько же скульптур представлено на выставке.
— Параллельный мир граничит с реальностью, — уверена автор экспозиции Мария Богораз. — Мои экспонаты — это мы, сами люди, только в двоичном коде.